Найти в Дзене

ХАДИ-9 — несостоявшийся рекорд скорости

Оглавление

Люди любят разные рекорды. Среди прочего и рекорды скорости. Советские конструкторы, вполне естественно стремились добиться рекордных скоростей. Причем не только по собственному желанию, но и в связи с линией партии «догнать и перегнать». Попытки вылились в разработку автомобиля ХАДИ-9.

Разработка

В самом конце шестидесятых годов, правительство поставило задачу построить автомобиль, способный преодолеть скорость в 1000 км/ч. В 1968 году за решение этой задачи взялись конструкторы из Харьковского автодорожного института, где на тот момент была самая лучшая лаборатория скоростных автомобилей.

Пока конструировали, на бонневильском соляном плато был обновлен рекорд скорости. Автомобиль Blue Flame достиг скорости 1014 км/ч. Поэтому, задачу изменили, теперь нужно было разогнаться до 1200 км/ч.

Причем пошли весьма интересным путем. Вместо переработки ракетного двигателя, просто уменьшили массу корпуса, применив более легкие металлы. Пилоты-испытатели сильно сомневались в возможности вытянуть подобную скорость из автомобиля.

Технические характеристики

-2

Машина делалась ракетообразной формы, немного напоминая ФАУ-2. Отличие только в меньшем количестве стабилизаторов, был только один, который прижимал автомобиль к дороге. Двигался он на колесах параллельно земле.

В качестве двигателя использовался РД-9БФ, обеспечивавший реактивную тягу. Мощность тяги разнится в источниках. Где-то говорится о максимуме на форсаже в 5500 кгс, другие источники сообщают только о 3800 кгс.

Длина кузова — 11 метров, высота — 1,1 метра. Масса 2500 килограмма.

На каркасе из металла размещался стеклопластиковый корпус. Подвеска гидравлическая, причем задние колеса были расставлены широко, чтобы создать нормальную устойчивость. Для торможения подразумевалось использование воздушных заслонок и парашюта.

Испытания

-3

Создать машину оказалось проще, чем найти место, где ее испытать. Аэродромы не позволяли провести полноценное испытание. Для разгона требовался участок длиной в 10 километров. Таких взлетнопосадочных полос у нас в стране не было.

Единственное место, где возможно было протестировать автомобиль — дно пересыхающего озера Баскунчак. ХАДИ-9 туда и отвезли, но там с 1963 года шла разработка соли, и ровных мест почти не осталось. Для испытания использовали небольшие участки дна Баскунчак. Также небольшие заезды проводились на аэродромах в Волгограде (тогда это был еще Сталинград), а также на посадочной полосе Чугуева.

По разным данным ХАДИ-9 достигал скорости в 300–400 км/ч. По словам каскадеров, участвовавших в фильме скорость, они один раз разогнали машину до 500 км/ч, но эта информация не имеет официального подтверждения.

После испытаний, ХАДИ-9 отвезли обратно в Харьков, где поставили на хранение. Причем даже не помыв от соли, советская бесхозяйственность на лицо. В итоге уникальный автомобиль быстро сгнил.