Эрнста Хааса (1921-1986), австрийца по происхождению, но прожившего полжизни в Америке, называют пионером цветной фотографии, хотя пришёл он к ней только в 1949 году. До этого он сделал вполне успешную карьеру фотожурналиста, его чёрно-белые репортажи печатались на страницах таких уважаемых изданий как «Heute» и «Life». Фотоочерки «Возвращение военнопленных» и «Греческое чудо» принесли ему международную известность.
В жизни Хааса хватало ярких моментов и крутых поворотов. Свою первую фотокамеру он приобрёл в голодном послевоенном 1946 году, выменяв её на чёрном рынке на десять килограммов маргарина.
Примерно за год до этого ему попала в руки книга «The Poet’s Camera» («Фотоаппарат поэта») – альбом с лучшими американскими фотографиями, которые сопровождались стихами. Этот синтез образа и слова произвёл на Хааса очень сильное впечатление. Он вообще был склонен к философским и эстетическим размышлениям: его мать была большой любительницей искусства, они переписывались до конца её жизни, обсуждая всевозможные вопросы эстетики. Сам Эрнст некоторое время проучился в Институте графического искусства, окончить который ему помешала Вторая мировая война, интересовался живописью и литературой.
В 1949 году Эрнст Хаас вступил в агентство «Magnum Photos», в ту пору неизвестное и состоявшее только из его основателей. Хаас был первым приглашённым членом. А в 1959 году его избрали президентом «Magnum».
Когда в конце 40-х годов стала доступной цветная плёнка («Кодахром-1», с очень малой чувствительностью – всего 12 ASA), Эрнст Хаас нашёл в ней идеальный инструмент для самовыражения. По его собственным словам, для него переход от чёрно-белой фотографии к цветной был вполне естественным: он давно стремился к этому.
О своём творческом методе он говорил так: «Красота рисует сама себя: и когда этот процесс достигает своего апогея — я фотографирую».
Малая чувствительность плёнки требовала длинных выдержек, что очень часто приводило к смазу на снимках. Хаас умудрился использовать это, выработав свою особую стилистику. Очертания предметов на его фотографиях значат меньше, чем впечатление от цветовых пятен и их динамики. Он уже намеренно тряс и двигал камеру при съёмке, чтобы получить нужную расплывчатость, текучесть линий и красок. Говорят, что именно Эрнст Хаас открыл метод фотографирования «с проводкой» камеры вслед за движущимся объектом – когда делал фотоочерк о Париже.
У него много пейзажных работ, где он ставит себе на службу дождь или туман, чтобы создать особую атмосферу, приглушённую тональность снимка. Он считает фотографию «превращением, а не воспроизведением», вторгаясь в реальность и заставляя её на своих снимках выглядеть иной, непривычной, эстетически преломлённой.
В начале 50-х Эрнст Хаас перебрался из Европы в Америку и обосновался в Нью-Йорке, очарованный ритмом жизни, пестротой и изменчивостью этого города. Его первый цветной фотоочерк о Нью-Йорке показался редактору журнала «Life» настолько оригинальным, что Хаасу отдали 24 страницы в номере!
Не отвергая на словах чёрно-белой фотографии, он всё же практически полностью от неё отошёл, и в 50-х годах опубликовал в американских журналах множество цветных фоторепортажей. Успех был таким, что в 1958 году он был включён в десятку лучших фотографов современности (согласно опросу, проведённому журналом «Popular Photography» среди 243 известных критиков, издателей, музейных работников и искусствоведов) наряду с Анселем Адамсом, Ричардом Аведоном, Анри Картье-Брессоном, Ирвином Пенном и другими. Эрнсту Хаасу было тогда 37 лет, он был самым молодым в этой десятке.
В 1962 году прошла выставка его цветных фотографий в Нью-Йоркском Музее современного искусства. Она получила очень высокую оценку художественных критиков. Об Эрнсте Хаасе писали как о человеке, который преодолел декоративность цвета, сделав его из необязательного элемента – объектом изображения.
Альбом Хааса «The Creation» разошёлся тиражом в полмиллиона экземпляров. Всего он выпустил четыре фотоальбома.
Кроме практических экспериментов с цветом, Эрнст Хаас был человеком большой культурной эрудиции, преподавал, много писал об истории фотографии, её философских и эстетических аспектах. «Камера не имеет значения ни на грош, – учил он на своих занятиях. – Она только запечатлевает то, что вы видите. А вы должны ВИДЕТЬ». Ему же принадлежит известное высказывание о том, что плохого света не существует.
В своих статьях он не раз упоминал о связи фотографии с поэзией и музыкой. «Я композитор, только ноты у меня другие», – говорит он о себе в одном месте. А в другом: «Фотография – это язык, на котором я научился писать и прозу и поэзию».