Уже в 20 лет перед Яном Харрисоном открылись профессиональные горизонты: он завоевал звание абсолютного чемпиона Великобритании. Казалось, ничто не может помешать ему пойти по стопам знаменитого соотечественника Дориана Ятса и подняться на самую вершину профессионального Олимпа.
Однако человек предполагает, а судьба располагает. На подиум "Олимпии" Харрисону удалось взойти лишь спустя 6 лет, да и то он стал предпоследним - четырнадцатым. Жизнь преподнесла Яну жестокий урок: даже в бодибилдинге, где "больше" всегда означает "лучше", главное - вовремя остановиться.
Начиная с 15 лет Ян только и делал, что ел, спал и "качался", его вообще ничего не интересовало, кроме "качки". В 20 лет он стал профессионалом, но к тому времени был сильно потрепан: куча мелких травм плюс в семнадцать лет - операции на обоих коленях из-за слишком тяжелых приседаний (в те годы Ян запросто приседал 10-12 раз со штангой в 280 кг).
Вдобавок были травмированы локтевые и плечевые суставы и было много чего по мелочам. Ян нещадно эксплуатировал свое тело. Даже получив травму, не давал себе передышки на лечение. Постоянно накачивал себя обезболивающими, но это только маскировало мелкие повреждения, и со временем они перерастали в очаги хронических воспалений.
В конце концов, до Яна дошло, что если все так будет продолжаться и дальше, то дело закончится инвалидной коляской. Впрочем, прозрение пришло слишком поздно. Когда Харрисон обратился к спортивным медикам, они вынесли непререкаемый вердикт: он нуждается в долговременной реабилитационной программе восстановления здоровья, исключающей участие в соревнованиях.
Поначалу Харрисон думал, что на профессиональной карьере ему придется поставить крест. Но все вышло совсем иначе. Что удивительно, ослабив тренировочный прессинг, Ян увидел, что "масса" начала расти куда лучше, чем прежде. На собственном опыте Харрисон убедился в преимуществах той методики, которую сегодня называют "системой Ятса": короткий. но интенсивный тренинг всего несколько раз в неделю.
Впрочем, главные изменения коснулись не только времени проводимого Харрисоном в зале, качественно изменился и сам стиль тренировок. Раньше он постоянно работал с максимальными весами, потом стал циклически чередовать нагрузки. Сначала четыре недели больших весов, потом - две недели легких.
Комплекс на ноги Яна Харрисона
Разгибания ног: сеты 4(включая два разминочных сета по 20-30 повторений. Первый тяжелый сет до отказа, плюс два форсированных повторения, потом сбросить половину веса и сделать еще 4-6 повторений, а затем 2-3 форсированных), повторений 12-20
Жим ногами или Гакк-приседания в тренажере Смита (гриф на груди/спине) или Приседания с опорой (любое из трех упражнений на выбор: первый сет до отказа, второй - до отказа плюс одно форсированное повторение): сеты 2, повторения 12-20
Причем, в каждом новом цикле он поднимал нагрузки хотя бы на чуть-чуть за счет весов (в тяжелом цикле), либо за счет увеличения числа повторений (в легком). За два года, когда Ян начал применять циклический тренинг, он увеличил "массу" больше, чем за все годы бессмысленной дилетантской работы на износ.
В те две недели, когда он использовал малые веса, он применял изолирующие упражнения, широкую амплитуду и акцентировал момент пикового сокращения мышц. При этом он намеренно терпит сильнейшую боль. Боль - это нормально. Боль всегда сопровождает технически точное выполнение упражнения.
Из-за операции на коленных суставах Яну пришлось подобрать особую комбинацию упражнений на ноги, которые максимально нагружают мышцы при минимуме нагрузки на суставы. Надо подчеркнуть, что данная методика подходит всем без исключения, в том числе и безусловно здоровым атлетам. Ее принципиальное преимущество - полная безопасность.
Не секрет, что попытка быстро добиться исключительно "массивной" формы ног нередко приводит к травмированию коленей. Методика Харрисона позволяет использовать субмаксимальные и даже максимальные веса, практически, без риска. К тому же методика экономит время. Интенсивность тренировок высока как никогда. Но при этом общая продолжительность тренинга сократилось в несколько раз.
Раньше Ян работал в зале по два часа ежедневно. Сейчас хватает четырех дней в неделю по 20-30 минут. То, что разовый тренинг длится всего полчаса (не считая разминки), уже само по себе свидетельствует о сверхинтенсивном режиме. Ян начинает с 15ти минутной разминки. Такой глубокий разогрев мышц позволяет сразу же без риска взяться за форсированные повторения.
Например, тренинг груди. Для начала - сразу же большой вес: один сет плюс тем же весом - еще один сет и еще два форсированных повтора. С тем же весом - еще один сет и еще два форсированных повторения. Потом сбрасываем со штанги по "блину" с каждой стороны и делаем последний третий сет. Дальше переходим ко второму упражнению и действуем так же. А вот в третьем упражнении схема другая: один тяжелый сет плюс три ступенчатых сета с тремя разными парами гантелей. Вся тренировка груди отнимает не более 20 минут.
По мнению Харрисона 6 сетов на одну мышечную группу - это предел, который одновременно является индикатором настоящей интенсивности. Если атлет способен сделать 12-16 сетов, то это всего лишь означает, что он недорабатывает. Второй индикатор абсолютной отдачи - боль. Нет боли, значит, нет и подлинной интенсивности. Таково главное правило Харрисона.
Спасибо за ваше внимание. Желаю всем удачи и успехов. Будьте здоровы!
Бодибилдинг: спорт, шоу, наука или искусство? Или ни то ни другое?
Виталий Фатеев. Впереди еще много работы!
Вехи истории турниров «Мистер Опимпия», 1965-1982гг.
Благодарен всем прочитавшим! Подписывайтесь на канал. Ну и жмите палец вверх