В Троице-Сергиевом монастыре представлены сразу три «извода» одного из масштабнейших стилей XVIII в – барокко. Сначала несколько слов о собственно стиле и его ярчайших русских примерах. Статья длинная, но мне очень хочется собрать в одном месте все примеры, чтобы их различия выглядели наиболее наглядно.
Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. Португальское слово barroco означает жемчужину неправильной формы, не имеющую оси вращения.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо аскетичных паломничеств — яркий променад (прогулки в парке); вместо опасных рыцарских турниров — беспечные «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мрачных религиозных мистерий — веселый театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Для русской архитектуры конца XVII – начала XVIII в характерны смешение противоречивых тенденций и течений: черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, влияние украинско-белорусской традиции, слившиеся с традициями русского зодчества. Характерен двойственный масштаб - одного гигантского, вертикально устремленного, и другого – миниатюрно-детального. Эта особенность нашла воплощение во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII в., что дает право обобщать их в Московское барокко.
Нарышкинское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре 1680-1700 гг., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Нарышкинское барокко тесно связано с традиционным русским узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы барочного происхождения. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента».
Строгановский стиль — название стилистического направления русского барокко, свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715). От наиболее радикальных памятников московского барокко строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки, барочный декор. Для построек этой группы характерна их относительная локальность.
Петровское барокко - архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры, во многом эклектичный. Для него характерны простота и сдержанность, высокие кровли "с переломом" голландского типа, башни со шпилями, двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым), мелкая расстекловка окон, имитация колонн на фасадах за счет кирпичной кладки "с напуском"
Голицынское барокко - одна из стилевых вариаций («пошибов») в рамках русского барокко, связанного с именем Бориса Голицына, сподвижника Петра I. Принципиальные отличия стиля:
от петровского - ориентация не на североевропейские, а на австро-итальянские образцы;
от нарышкинского, по сути, традиционно русского, но просто красочного стиля - отказ от украинско-белорусской традиции.
Возможно, именно из-за своей оторванности от традиционных стилей, голицынское барокко у нас не прижилось.
Примерно в то же время существовало Анниноское барокко. Из общих курсов истории русского искусства как будто следует, что в Новое время все самое важное происходило в Петербурге, а Москва после петровских реформ на два столетия превратилась в город, воспринимающий культуру и архитектуру извне, из столичного северо-западного угла России. Однако на самом деле боярская (а позднее – купеческая) столица находила в себе материальные и художественные средства для создания самостоятельного варианта господствующего стиля. Эта особенность Москвы создала двухполюсную систему каждого большого стиля: он отрабатывается в Петербурге и окрестностях и практически одновременно распространяется в Москве, где получает особенные черты, и в московском варианте прокатывается по всей России.
Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». Тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи.
Примеры различных "изводов" барокко именно в Троице-Сергиевом монастыре: Церковь Сергия Радонежского с Трапезной палатой и Успенский кладезь с часовней - нарышкинское барокко,
надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, - голицынское барокко, церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская) - аннинское барокко,
Церковь Смоленской иконы Божией Матери и колокольня - елизаветинское барокко.
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.