Мы понимаем, что все люди разные. Они отличаются по скорости эмоциональной реакции, по целям, которые преследуют в жизни, потребностям, которые испытывают и многому другому. При этом мы часто можем вести себя так, будто все мы одинаковые. Будто все люди должны быть такими же, как мы сами. Нам кажется: «Раз я так веду себя, так общаюсь, так и все должны. Все должны хотеть того, чего и я хочу, выражать свои мысли так, как мне понятно и привычно». Словом, мы часто воспринимаем людей через призму своего поведения.
Такой подход не редко приводит к недопониманию, к тому, что наши ожидания от поведения других людей не сбываются, из-за чего мы испытываем затруднения в общении, дискомфорт, иногда возмущение или недовольство их поведением.
Научившись разбираться в типах личности людей, вы научитесь понимать и прогнозировать их поведение. Типология DISC, о которой речь пойдет далее, поможет вам справиться с этой задачей.
Типология DISC
Данная типология основана на двух критериях поведения человека:
- на что опирается при принятии решений (на чувства или мышление)
- как взаимодействует с окружением (активно или пассивно), иными словами, экстраверт он или интроверт
Давайте разберемся, что характерно для крайних проявлений этих критериев.
Люди, ориентированные на чувства, склонны оценивать то, как будут влиять их решения на окружающих людей и на отношение этих людей к ним. Принимая решение, они учитывают свои ощущения, эмоции и в том числе мнение окружающих.
Люди, ориентированные на мышление, напротив, основываются на собственном мнении, зачастую пренебрегая мнением других. При этом цель, ради которой они принимают решение, для них важнее отношений.
Люди, которые взаимодействуют с окружением активно (экстраверты), чувствуют себя в большой компании, как рыбы в воде, легко вступают в контакт с незнакомыми людьми. Как правило, по экстравертам понятно, какие эмоции они переживают в данный момент: у них достаточно яркая мимика, свидетельствующая о их внутренних переживаниях.
Люди, которые взаимодействуют с окружением пассивно (интроверты), склонны анализировать ситуацию, искать взаимосвязи, делать какие-то выводы, переживать ее внутренне, пытаться понять свое отношение к происходящему. Как правило, им дискомфортно общаться с большим количеством людей и инициировать контакт с незнакомыми людьми. Они не склонны демонстрировать свои эмоции.
Если вы посмотрите на рисунок, то увидите, что на пересечении двух критериев рождается четыре отдельных типа личности: D, I, S, C.
Dominance – доминирование (красный тип)
Influence – влияние (желтый тип)
Steadiness – стабильность (зеленый тип)
Compliance – следование правилам (синий тип).
Каждый из них обладает своими особенностями и характерными для них проявлениями критериев. Об этом и пойдет речь далее.
Красный тип (D) – экстраверт, ориентированный на мышление
Стремятся к: победе, выгоде, лидерству, улучшениям.
Избегают: потери денег и времени, поражения.
- Решительные, волевые, целеустремленные люди
- Готовы идти на риск
- Быстро принимают решение
- Очень настойчивы и прямолинейны
- Не хватает терпения и дипломатичности
- Легко впадают в недовольство, раздражительность
- При угрозе активно наступают
Поведение: говорят громко и уверенно, в основном по делу, фразы короткие, уверенная поза, указующие жесты, пристальный взгляд в глаза, выразительная мимика.
Свойственная красным прямолинейность, не дипломатичность и раздражительность иногда создает трудности для других типажей. И здесь важно понять, что они это делают не потому, что им нравится кричать на других людей, они просто видят в этом быстрый способ решения проблемы, достижения своих целей.
Если вы хотите найти общий язык с красным, помните, что он оценит:
- Общение по делу
- Четко предоставленную и конкретную информацию, без лишних подробностей
- Уверенный тон и уверенное поведение
- Скорость действий и общения
- Указание на выгоду
Желтый (I) – экстраверт, ориентированный на чувства
Стремятся к: общению, новым впечатлениям, вниманию к своей персоне.
Избегают: отсутствия внимания, одиночества, скуки.
- Любят находиться среди людей, хорошие рассказчики, шутники
- Позитивны и доброжелательны, обладают нестандартным мышлением
- Импульсивны, не любят копаться в фактах и цифрах
- Часто не доводят дела до конца
Поведение: говорят много, часто не по делу, использует присказки, пословицы и т.п., голос громкий с разнообразными интонациями, чаще веселые, очень подвижны, жесты активные и размашистые, очень выразительная мимика – все эмоции на лице.
Несмотря на позитивность и доброжелательность желтых, в общении с ними иногда возникают сложности. Эти люди могут настолько увлечься разговором на отвлеченные темы, что не заметить, как много они отняли времени у своего собеседника. И здесь важно понять, что желтые так поступают не потому, что не ценят ваше время, а лишь потому, что им хочется интереснее и ярче провести его с вами и тем самым развлечь вас.
Если вы хотите найти общий язык с желтым, помните, что он оценит:
- Поддержку беседы и шуток
- Образно представленную информацию, картинки
- Внимание к его персоне, комплименты
- Живость и энергичность голоса и мимики
- Указание на возможности и будущее состояние
Зеленый (S) – интроверт, ориентированный на чувства
Стремятся к: стабильности, гармонии, предсказуемости, хорошим отношениям.
Избегают: конфликтов, неопределенности, изменений, давления со стороны собеседника.
- Очень внимательно и чутко относятся к людям – они природные психологи
- Вежливы и деликатны
- Обращают внимание на уют и порядок
- С удовольствием выполняют рутинную работу
- Очень трудно сказать «нет» другому человеку
- Трудно диагностировать, так как им свойственно подстраиваться под собеседника
Поведение: говорят мало и вежливо, больше слушают, голос негромкий, часто с неуверенной интонацией, жесты плавные и их немного, позы часто закрытые неуверенные, мимика сдержанная, дружелюбная.
На первый взгляд может показаться, что это очень комфортный в общении собеседник, тем не менее, из-за его стремления сгладить все углы не всегда понятно его истинное отношение к происходящему – он может его умело скрывать.
Если вы хотите найти общий язык с зеленым, помните, что он оценит:
- Деликатность и вежливость
- Слова поддержки и обещание помощи
- Пояснение ваших действий
- Спокойный дружелюбный тон
- Ссылки на мнение большинства
- Возможность обратится за помощью / советом
Синий (С) – интроверт, ориентированный на мышление
Стремятся к: точности, логичности, информированности, соблюдению правил.
Избегают: ошибок, нелогичности, неосведомленности, нарушения правил, большого количества общения, спешки.
- Сдержанные люди, индивидуалисты, держатся в стороне
- Обладают даром замечать и анализировать детали и факты
- Никому не доверяют
- Осторожны, чрезмерно скрупулезны, могут казаться «дотошными»
- Нужно время для принятия решений
Поведение: говорят мало, задают уточняющие вопросы, голос негромкий, скорость речи невысокая, часто делают паузы, интонация ровная, скептичная, малоподвижны, жестов почти нет, мимика сдержанная, часто отсутствует.
Стремление синих к получению исчерпывающей информации приводит к тому, что они задают своим собеседникам большое количество вопросов. Зачастую это вызывает у последних недовольство, ощущение, что к ним «докапываются». И здесь важно понять, что синий ведет себя так не потому, что хочет вам досадить своей «дотошностью», проверить вас, вывести на чистую воду – нет. Он так делает, потому что ему хочется просто быть уверенным в том, что он не совершает ошибки.
Если вы хотите найти общий язык с синим, помните, что он оценит:
- Полноту и логичность информации
- Эмоциональную сдержанность в голосе и поведении
- Формальную вежливость и общение по существу дела
- Ссылки на правила, процедуры, законы, рекомендации
- Предоставление пауз на подумать.
Итак, у каждого из представленных типов личности есть свойственные им особенности, которые в той или иной ситуации могут стать для их собеседников причиной дискомфорта в общении. Однако этого можно избежать, если понимать истинные мотивы такого поведения людей и подстраивать свое поведение под особенности собеседника. И это совсем не значит, что, если вы хотите находить общий язык с каждым, то вам нужно постоянно претворяться – нет. Это означает, что вам нужно обладать коммуникативной компетентностью и проявлять гибкий подход в общении с теми людьми, которые представляют для вас ценность.
Коммуникативная компетентность – это ключевой ресурс для эффективного общения.
Это важный навык любого врача, медицинского работника и человека вообще. Хотите развить свои коммуникативные навыки и глубоко разбираться в психологии общения? Приходите на тренинги Высшей медицинской школы, посвященные коммуникациям с пациентами.
Выбрать подходящий тренинг и подать заявку на участие в нем вы можете на сайте Высшей медицинской школы или по телефону: +7 (495) 023-61-62.