Найти в Дзене
Яна Левашова Дизайнер

Что делать мастеру, когда уходит постоянный клиент? Плакать и корить себя?

Оглавление

Или остановиться и задуматься, а так ли это плохо на самом деле? Возможно впереди новое начало для вас, если правильно использовать момент и не впадать в уныние. А иногда так хочется, ведь постоянные клиенты - это стабильный доход, часто даже привычка и общение, плюсик в карму имиджа..

Если вы мастер или даже владелец небольшой компании, и как раз столкнулись с данной проблемой, возьмите в руки лист бумаги или ежедневник и ручку. Просто запишите для себя важные моменты. Возможно, результат вас приятно удивит!

Рубрика #психология_шитья

На неё можно подписаться.

Всем привет! С вами Дизайнер и Блогер Яна Левашова. Желаю отличного настроения и приятного рабочего процесса!
Всем привет! С вами Дизайнер и Блогер Яна Левашова. Желаю отличного настроения и приятного рабочего процесса!

Я шью более 12 лет на профессиональном уровне. Как на заказ, так и для себя и своего мужчины. Мы не покупаем одежду.

Сначала хотела рассказать о себе и своей работе, но поняла, что тема гораздо шире. Мне часто пишут в комментариях о подобных моментах во всех сферах. Например, что после 15 лет меняют парикмахера или кто-то меняет автомеханика, врача, ландшафтного дизайнера или флориста и многих других специалистов или компании, с которыми работали много лет...Так же люди постоянно меняют магазины и сами товары, которые приобретают...

Это бесконечное движение. Нужно раз и навсегда это понять и принять. Не корить себя, а включить простой анализ. Практически всё поддается логике и вполне объяснимо.

  • Берем свой лист или блокнот и помечаем для себя плюс или минус по пунктам, перечисленным ниже. При желании делаем пометки.

Частые причины смены мастеров или компаний, поставляющих товары и услуги:

1. Цена

Самый просто объяснимый фактор. Если есть аналогичный товар или услуга по более низкой цене и с сохранением качества, странно оставаться там, где нужно платить больше.

Но и здесь бывают нюансы. Кто-то годами платит и не задумывается, поскольку им руководит привычка или приятельские отношения с мастером или сотрудниками компании. Клиент просто не хочет ничего менять, изучать, искать и пробовать. Он за стабильность и готов за это платить больше, но получать ожидаемый результат.

Второй момент, клиент чувствует себя обманутым, обижается, если понимает, что какое-то время "переплачивал". Это вечная тема для шуток и пересудов. Те, кто этим занимает свое время, вместо поиска оптимальной цены, попусту тратят время на мой взгляд.

Третий - резкое повышение цен на товары или услуги. Если по-другому не возможно, зависит от каких-то внешних факторов, не стоит переживать. Всегда найдется тот, для кого данные расценки оптимальны. Себе в убыток работать не выгодно в любом случае :)

  • Мастеру нужно выстроить оптимальную для себя схему ценообразования. Это уже закон рынка. Можно продать больше товаров или услуг по более низкой цене или сконцентрироваться на люкс-сегменте и предоставлять дополнительные бонусы, сервис, оправдывающие цену.

2. Потребность в тех услугах или товарах, которых нет у мастера или компании

Здесь тоже на первый взгляд понятно. Но это не всегда будет означать, что клиент вовсе откажется от ваших услуг или товаров. Он изначально удовлетворит свои потребности в другом месте. Затем будет решать, может ли где-то получить полный комплекс, чтобы не собирать свой заказ или получать услуги в разных местах.

Для мастера или компании решения два: 1) расширять ассортимент или спектр услуг;

2) наоборот, уходить более глубоко в определенную нишу, но с повышением качества. Тогда такой товар или услуга становятся уникальными, часто незаменимыми. При этом многие мастера и компании, хватающиеся за всё подряд не так эффективны в этих многочисленных направлениях. "За двумя зайцами погонишься.."

3. Снижение уровня качества или рост уровня запросов у клиента

Здесь есть два простых варианта: 1) качество товаров или услуг снизилось, клиент вынужден искать другие места;

2) клиент "перерос" данного мастера или компанию.

Первый случай - явный сигнал для работы над собой или изменений в политике компании. Если этого не сделать, всё накопится как снежный ком. Мастеру нужно понять, доволен ли он тем, что делает и хочет ли дальше развиваться в этой сфере? А компании чаще проводить опросы среди клиентов, контролировать работу сотрудников и качество продукции и обслуживания.

Второй - практически не контролируемый момент. Банально можно объяснить на примере растущего и взрослеющего ребёнка. Если сегодня он каратист и покупает кимоно, завтра он рокер и хочет кожаную косуху :) Отпустите ситуацию и сконцентрируйтесь на своей работе. Если вы условно производитель кимоно, вы не начнёте с завтрашнего дня шить кожаные изделия, на это нужно время и потребуется опыт.

Развивайтесь в своей сфере и двигайтесь вперед! Если вас заинтересовало что-то новое, смело пробуйте! Но не старайтесь подстроиться под всех на свете.

4. Мастер разочаровался в своей работе и это чувствуется

Такое бывает довольно часто. Клиенты замечают апатию, усталость и рассеянность мастера. Или его невнимательное отношение. Это чувствуется даже под натянутой улыбкой или дежурными комплиментами.

В таком случае крепко задумайтесь, занимаетесь ли вы любимым делом? Возьмите отпуск или сделайте перерыв в работе и послушайте внутренний голос. Если вы разочарованы в деятельности, которой занимаетесь, определите причины. Либо вы их устраните и внесёте изменения в свою работу, либо нужно отказываться от такого вида деятельности.

5. Клиенту банально надоедает стиль и почерк мастера

Но попросить что-то новое или стесняется, или считает, что понимание мастера не позволит воплотить его идеи.

Похоже на семейную жизнь многих пар :) Когда происходят измены, задаются вопросы. И оказывается, что люди просто боялись раскрыть друг другу свои истинные пожелания и предпочитали найти другого человека для их реализации :) А ведь можно было просто пообщаться искренне.

Данный фактор не всегда является сигналом для изменения схемы работы или стиля мастера. Просто нельзя всю жизнь ходить в одной и той же одежде, если говорить про эту сферу, отшивая снова и снова в других цветах и материалах одни и те же фасоны :) Хотя, и такие люди есть. Чаще всего это те, кому требуется индивидуальный подход ввиду каких-то особенностей, сложной фигуры.

В большинстве других случаев, рано или поздно клиенту захочется новизны. При этом не факт, что мастер плох. Просто приходит время изменений.

Нас так много и все мы разные! Просто поблагодарите и отпустите друг друга со спокойной Душой. Хороший мастер без клиентов не останется. Появятся новые и это - нормальное движение и процесс!

6. Переезд или какие-то "обстоятельства непреодолимой силы", как обычно пишут в договорах

Если ваш бизнес связан с территориальным фактором, переезд клиента может означать прекращение сотрудничества. Так же и со сменой локации мастера или компании. Хотя, я работаю и дистанционно с многими городами России, находясь в Москве. При этом шью без примерки некоторые вещи и аксессуары, не требующие корсетной посадки и отправляю почтой или транспортной компанией.

Этот момент индивидуален, но при развитии интернета и "удалёнки" во всех сферах, важно пользоваться моментом. Обязательно ведите соц.сети, выставляйте свои работы и предлагайте услуги в интернете, если не хотите находиться исключительно в ограниченном круге постоянных клиентов, боясь их потерять, стараясь им угодить, потакая явным капризам и останавливаясь в развитии, завися только от их вкусов. Это всегда будет заметно в ваших работах и стиле, даже поведении.

  • Я сталкивалась с такими едкими комментариями и не менее токсичными их авторами, которые писали на мой взгляд несусветную глупость типа: "Вы оттого и представляете себя и свои услуги в интернете, что вам не хватает работы с несколькими хорошими постоянными клиентами! На Дзене пишут неудачники, у которых нет работы!"

Писали это про шитье, так мой канал рассказывает о моей работе. Но в других сферах всё примерно то же самое.

По-моему это просто ограниченность и однобокость! Считаю, что это очень шаткая и даже опасная схема для того, кто шьет, например. Особенно если мы говорим о доходе, а не просто хобби!

Что такие хвастливые матроны будут делать, когда одна клиентка-соседка вдруг переедет, вторая бывшая коллега потеряет работу и не сможет больше платить за ее услуги, а третья просто захочет сменить мастера? :)

А еще с таким узким кругом поднять цену будет просто анреал (unreal - англ. нереально), даже если взлетят цены на расходники или понадобится новое оборудование, с такими клиентами можно работать 10 и 20 лет по одним и тем же расценкам. При этом росту цен на колбасу в магазине они не удивятся, а +500р. к своему заказу на 20 000р. их удивят очень. Часто по мнению таких людей работа должна дешеветь со временем, поскольку они "дают объем" или "вы же по моим лекалам уже работаете, так проще" и пр.

Наверное после потери таких заказчиков, бывшие портные на Дзен пойдут писать :) Только по опыту общения, такие товарищи не ведут каналы, чтобы делиться ценными наработками, получать новых клиентов.. Зато пишут токсичные комменты и осуждают чужие работы, затрачивая на эту массу времени и сил :) Ведь половина их опусов летит сразу в бан :)

ИТОГ

  • Любите себя, свою работу, занимайтесь ею с удовольствием! Тогда и всё остальное приложится!
  • Когда уходят постоянные клиенты для мастера это шанс: сменить вектор, поработать над ошибками, если они были совершены, а может заняться чем-то новым или вообще сменить род деятельности или внедрить новые приёмы работы! Открыть перспективы для прихода новых клиентов, поработать над своим личным стилем и почерком.
  • Не нужно надеяться ни на кого, кроме себя! Каждый вправе сам выбирать, как и с кем работать, сколько за это платить и где это делать! И не всегда это поддается какому-то контролю с вашей стороны. Постоянный клиент не ваш родственник и не собственность :)
  • Отпустите ситуацию, предварительно проработав ее и выделив плюсы для себя! :) Переживания по этому поводу излишни и разрушительны!

________________________

Благодарю за внимание!

С вами была Яна Левашова.

Всем желаю продуктивной работы и процветания!

Ставим лайк, подписываемся! Впереди еще много интересного!

Пишите в комментариях свои истории! Как вы сами меняли разнообразных мастеров или компании?

Если вы мастер, бывало ли у вас такое, что постоянные клиенты отказываются от ваших услуг?

____________________________

Подробнее обо мне и моей работе по ССЫЛКЕ