Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Что случится с тепловозом если произойдёт пробой газов в картер дизеля и как это контролируется?

Во время нормальной работы тепловозного дизеля в его картере постоянно должно поддерживаться разрежение. Слишком малое разрежение или тем более появление давления в картере дизеля, может вызвать воспламенение паров масла и как следствие привести к возникновению пожара на тепловозе.

Грузовой тепловоз серии 2ТЭ116 со сборным следует в тяге в подъём на перегоне Пено-Соблаго, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Денис Доронин
Грузовой тепловоз серии 2ТЭ116 со сборным следует в тяге в подъём на перегоне Пено-Соблаго, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Денис Доронин

Уменьшение разрежения может происходить по разным причинам, например в результате подсоса воздуха по неплотности крышек люков отсека коленчатого вала или стыков между блоком и поддизельной рамой.

В дизельном помещении тепловоза серии 2ТЭ116. Здесь мы видим установленный 16-ти цилиндровый четырехтактный V-образный дизель мощностью в 3000 л.с. Фото: Алексей Алексеев
В дизельном помещении тепловоза серии 2ТЭ116. Здесь мы видим установленный 16-ти цилиндровый четырехтактный V-образный дизель мощностью в 3000 л.с. Фото: Алексей Алексеев

Наиболее опасной является ситуация, когда в картер дизеля попадают выхлопные газы в результате неплотности поршневых колец или их излома. А в большей конечно степени создаётся угроза опасности, когда в картер дизеля попадают выхлопные газы из-за прогара днища поршня.

Поршень тепловозного дизеля типа 5Д49. Сложно себе и представить, что такой может прогореть. Однако такие случаи имели и имеют быть место. Фото из открытых источников в сети
Поршень тепловозного дизеля типа 5Д49. Сложно себе и представить, что такой может прогореть. Однако такие случаи имели и имеют быть место. Фото из открытых источников в сети

Для контроля разрежения или возникновения давления в картере дизеля служит такой прибор как жидкостный дифференциальный манометр. Работа прибора основана на принципе сообщающихся сосудов. Внутри него находится токопроводящая жидкость. Левая сторона дифманометра связана с картером дизеля, а правая с электрическим контактом самого дифманометра КДМ. При нормальной работе дизеля, когда в его картере создается разрежение и уровень токопроводящей жидкости в левом столбике выше чем в правой, это хорошо заметно на глаз.

Дифференциальный жидкостный манометр на тепловозе серии 2ТЭ116. На тепловозах других серий выглядит точно также. Фото: Алексей Алексеев
Дифференциальный жидкостный манометр на тепловозе серии 2ТЭ116. На тепловозах других серий выглядит точно также. Фото: Алексей Алексеев

Помощник машиниста в пути следования с поездом обязан периодически обходить дизельное помещение, в том числе обращая внимание на показания дифманометра.

Если разрежение в картере дизеля стало меньше 10 мм водяного столба дифманометра, необходимо остановить дизель. До выявления и устранения причин запуск дизеля запрещён.

При наличии давления в картере дизеля токопроводящая жидкость в правой части дифманометра поднимется до предела и замкнёт его контакты КДМ. В этом случае получит питание катушка электропневматического вентиля аварийной остановки тепловоза ВА.

Часть принципиальной эл. схемы тепловоза 2ТЭ116. Здесь я отметил контакты жидкостного дифманометра КДМ и электропневматический вентиль аварийной остановки тепловоза ВА
Часть принципиальной эл. схемы тепловоза 2ТЭ116. Здесь я отметил контакты жидкостного дифманометра КДМ и электропневматический вентиль аварийной остановки тепловоза ВА

А это в свою очередь приведёт к срабатыванию предельного выключателя и воздушной захлопки дизеля. Первый выведет топливные рейки дизеля на нулевую подачу топлива, а захлопка перекроет подачу воздуха в цилиндры и дизель остановится.

Рукоятка предельного выключателя на тепловозе 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев
Рукоятка предельного выключателя на тепловозе 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев

Локомотивная бригада должна убедиться в действительном или ложном срабатывании защиты дизеля от давления в картере. Для этого необходимо открыть крышку заливной горловины масляной системы и проконтролировать интенсивность выхода газов либо убедится в их отсутствии.

Крышка маслозаливной горловины на тепловозе серии 2ТЭ116. Опытные помощники машинистов при приёмке тепловоза на путях обязательно обращают внимание не происходит ли выход газов через горловину. Фото: Алексей Алексеев
Крышка маслозаливной горловины на тепловозе серии 2ТЭ116. Опытные помощники машинистов при приёмке тепловоза на путях обязательно обращают внимание не происходит ли выход газов через горловину. Фото: Алексей Алексеев

Однако конструкторы тепловозных дизелей не ограничились в плане защиты при возникновении давления газов в картере дизеля лишь одним дифференциальным манометром, который вдруг может оказаться неисправным, например по причине не замыкания электрического контакта.

На самый крайний случай на смотровых люках по правой стороне дизеля предусмотрены так называемые предохранительные клапана (локомотивные бригады их называют просто "хлопушками"), отрегулированные на определенную величину давления, в случае превышение которой они и начнут срабатывать.

Предохранительные клапана на дизеле тепловоза серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев
Предохранительные клапана на дизеле тепловоза серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram

Наука
7 млн интересуются