Найти в Дзене
Сам себе фотокор

Специальная техника войск гражданской обороны СССР и МЧС России. Уникальная экспозиция техники ГУ МЧС по Владимирской области.

Оглавление

27 декабря 2020 года Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) отметило своё 30-летие со дня своего образования.

В честь этой знаменательной даты решил сделать небольшой фоторепортаж из музея специальной спасательной и пожарной техники, который находится на территории Главного Управления МЧС России по Владимирской области.

МАЗ - 537

Тяжёлый четырёхосный тягач седельного типа, военного назначения. Выпускался на Минском автомобильном заводе с 1959 по1965 гг. С 1963 года выпускается на КЗКТ (Курганском Заводе колёсных тягачей)

Грузоподъёмность до 50 тонн на полуприцепах типа ЧМЗАП-5247Г.

Создание самейства тяжёлых танковых тягачей марки МАЗ 537, характеристики которого повторяли основные параметры моделей МАЗ-535 и МАЗ 536, стало началом эпохи автопоездов нового класса, с высоким коэффициентом грузоподъёмности.

Они служили в первую очередь для выполнения общих транспортных операций войск гражданской обороны и работали со специальными многоцелевыми полуприцепами для скоростной доставки по дорогам общего пользования и на местности бронетанковой, инженерной техники, крупногабаритных грузов и специального оборудования. Для агрегатирования с ними на МАЗе и на Челябинском машиностроительном заводе автомобильных и тракторных прицепов (ЧМЗАП) был налажен серийный выпуск специальных низкорамных полуприцепов со средствами погрузки и разгрузки перевозимых грузов.

Кроме выполнения общих транспортных операций и доставки инженерной техники войск гражданской обороны, тягачи данной серии буксировали специальные низкорамные полуприцепные двух и трёхосные транспортные тележки системы. На них из хранилищ или железнодорожных вагонов к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ транспортировалось различное оборудование.

БТР-60

Представляет собой боевую колёсную плавующую машину, владеющую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Создана в конце 50-х годов, поступила в серийное производство в 1960 году, и, неоднократно модернизируясь, по 1976 год производилась на Горьковском автомобильном заводе, затем на Курганском заводе колёсных тягачей (КЗКТ) до 1987 года.

Машина активно поставлялась на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2007 год БТР-60 всё ещё состоял на вооружении приблизительно 47 государств. Но у неё далеко не только военное назначение: бронетранспортёр активно используется для решения задач гражданской обороны. Машина эта универсального применения, предназначенная для ведения радиационной, химической разведки, доставки личного состава и оборудования к места проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в сложных топографических, метеорологических и ночных условиях при преодолении естественных и искусственных препятствий, водных преград. В условиях чрезвычайной ситуации на заснеженных трассах, из отрезанных зон при наводнении БТР-60 способен эвакуировать в безопасную зону, к пунктам обогрева до восьми человек.

Ми-2

Советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М.Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. Из-за того, что производство данного вертолёта было завершено в 1992 году, на данный момент вертолёт не имеет современных систем безопасности, управления и проч. и не может составить конкуренцию современной авиационной технике.

ГТ-МУ

Многоцелевой транспортёр-тягач (гусеничный легкобронированный авиадесантируемый бронетранспортёр) ГТ-МУ (ГАЗ-73) в 1970 году был разработан специалистами Горьковского автозавода. В 1973 году начались испытания первых образцов, а через год на Заволжском заводе гусеничных тягачей (ЗЗГТ) стартовал серийный выпуск.

Транспортёр выполнен по компоновочной схеме с передним расположением отделения управления, за которым находятся моторно-трансмиссионное и грузовое отделения. Может использоваться как тягач для небольших тележек. Ходовая часть высотой не больше, чем у обычного внедорожника.

Корпус машины имеет сварную конструкцию и изготавливается из относительно тонких листов броневой стали и обеспечивает защиту только от огня лёгкого стрелкового оружия. Для десантирования машины парашютным способом – на корпусе имеются швартовочные узлы. Штатного вооружения транспортёр не имеет.

Гусеница стальная мелкозвенчатая с резинометаллическим шарниром. Транспортёр обладает очень высокой проходимостью по снегу и слабым грунтам. Он способен преодолевать подъёмы крутизной до 35®, при этом допустимый угол бокового крена составляет 25®. Водные преграды транспортёр преодолевает вплавь со скоростью 5-6 км/ч. Высота преодолеваемых горных перевалов составляет 4650 м над уровнем моря. При движении по шоссе транспортёр развивает скорость 60 км/ч.

ГТ-МУ (ГАЗ-73) является довольно маневренным транспортным средством, благодаря этому используется для решения задач гражданской обороны, касаемых как доставки личного состава с специальным оборудованием к месту проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (в труднодоступные участки местности), так и для эвакуации людей из под воздействия неблагоприятных условий в безопасную среду.

БАТ-М

Инженерная машина, которая относится к классу дорожных. Обычно с её помощью засыпают траншеи, рвы, воронки, прокладывают пути, расчищают дороги от обломков зданий или роют котлованы. Основой для такого путепрокладчика конструкторы выбрали тягач «АТ-Т». Масса данного путепрокладчика составляет 27,5 тонны. При всей его мощности двигателя масса сказывается на скорости – транспортная скорость до 35,5 км/ч. Кабина герметизирована снабжена фильтро-вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности заражённой отравляющими и радиоактивными веществами, причём экипаж в кабине может находиться без средств индивидуальной защиты.

Рабочий орган (отвал) может иметь 3 рабочих положения по ширине: бульдозерное (5 метров), двухотвальное (4,5 метра) и грейдерное (4,0 метра). Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

Для того чтобы осуществить установку рабочего органа в грейдерное, бульдозерное или двухотвальное положение, нужно проводить работу с помощью гидропривода. Благодаря крановому оборудованию эта машина обладает мощной грузоподъёмностью, и управлять ею можно при помощи выносного пульта.

Благодаря своим техническим характеристикам данная единица техники активно использовалась для выполнения задач гражданской обороны. Машина прочная, надёжная, безотказная, в войсках ГО использовалась для механизации работ при устройстве проездов в завалах, прокладке колонных путей, для очистки от снежных заносов автомагистралей, также благодаря имеющейся мощной лебёдке с приводом от базового двигателя БАТ-М использовался для высвобождения увязшей в грязи техники. Нередко БАТ-М использовался для завалки деревьев на дорогах.

ПТС-2

Ну и пожалуй изюминка коллекции Плавающий транспортёр средний — 2-я модель Транспортёр предназначен для транспортировки десанта, десантной переправы через водные преграды артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортёров, автомобилей, личного состава и различных грузов.

Транспортёр обладает хорошей маневренностью, высокой проходимостью и большим запасом плавучести и может применяться в морских условиях при волнении моря до трех баллов. Он оснащен системой защиты расчёта от отравляющих и боевых радиоактивных веществ, оборудованием для самоокапывания, радиостанцией, танковым переговорным устройством и прибором ночного видения.

Бюст основателю Войск Гражданской обороны СССР.

Маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович - Дважды Герой Советского Союза.

-6

Памятник героическому труду пожарных и спасателей посвящается.

-7

Также на территории музея стоит мемориал посвящённый участию Владимирских пожарных и спасателей в военных компаниях и гуманитарных миссиях.

И немного пожарных машин. Очень красивая и впечатляющая композиция!

Этим репортажем я завершаю нелёгкий 2020 год! Выражаю огромную благодарность Пресс-службе ГУ МЧС по Владимирской области за содействие и поздравляю с 30-летием ведомства и наступающим Новым 2021 годом!