Грязная, но красивая мелодрама о сказочной, но бездомной любви.
Его называют проклятым поэтом. За его отчужденность, можно сказать, отшельничество. Он практически не дает интервью, ходит на публике в очках, а в руках у него, пожалуй, самый романтизированный символ саморазрушения — сигарета. Все его картины пропитаны истинной грустью романтика. Смерть в его фильмах пересекается с любовью и ходит рука об руку с одиночеством. Он снял всего 5 картин, но каждая из них наделала шуму на территории фестивального кино. Это Леос Каракс.
Вы могли не смотреть его фильмов или даже не слышать этого имени, но на деле Каракс один из самых культовых французских режиссеров конца 20-го и начала 21-го века. Он создает собственные микромиры и живет в них, а зрителю, чтобы смотреть его ленты, нужно принять все правила этого микромира: грустные оттенки, экспансивные диалоги и Дени Лавана в 4 из 5 картин. Я постараюсь познакомить вас со всеми микромирами Каракса и сказать, что я об этом всем мракобесии думаю. Я раздробил статью на несколько частей. Всего их будет 5. Allons-y!
Алекс Дюпон родился 22 ноября 1960-го года в американо-французской семье. В 16 лет он бросил школу, начал смотреть кино в французской синематеке и посещать лекции о кино в Университете Париж III Новая Сорбонна. Работал кинокритиком в редакции Cahiers du Cinéma, а карьеру режиссера начал с нескольких короткометражек.
Он взял себе псевдоним Леос Каракс, и по одной из версий — это анаграмма его имени (Алекс) и главного символа успеха в Голливуде (Оскара), хотя режиссер утверждает обратное. Каракс говорил, что пристрастие к фильмам у него началось с немого кино, которое он смотрел в детстве. Свою первую картину, короткометражку, Каракс сделал только для того, чтобы снять в ней свою первую любовь. Любовь и кино — две большие сущности, которые белой нитью связывают все его работы.
Любовники с нового моста / Les amants du Pont-Neuf (1991)
«Этот мост был их…»
Упорству Каракса при создании этой картины можно позавидовать. Казалось, что все обстоятельства сложились против него. В то время «Любовники с нового моста» были одним из самых дорогих французских фильмов. Из-за череды непредвиденных обстоятельств бюджет раздувался, а Каракс решил воссоздать окрестности моста Пон-Нёф. Ему предлагали заменить Лавана, который сломал ногу во время съемок, но тот отказался и ждал, пока актер сможет вернутся к съемкам. Один из продюсеров умер во время производства, а на одну сцену с фейерверками потратили чуть ли не половину бюджета.
«Любовники с нового моста» — это история об очередном Алексе и Мишель — двух бездомных, которые встретились на мосту Пон-Нёф (собственно, правильный перевод названия — это «Любовники с Пон-Нёф»). Мужчина уже давно живет на этом мосту, деля его со своим, предположительно, другом, который не рад появлению девушки.
Алекс — мелкий вор, факир (он устраивает представления, дыша огнем) и алкоголик. В открывающей сцене мы видим его разбитым, идущим по проезжей части. Он падает на землю и начинает тереть голову об асфальт. После чего его ногу переезжает машина. За этим наблюдает Мишель — художница, которая постепенно теряет зрение. Она зарисовывает инцидент с Алексом. Девушка не может забыть своего бывшего, и после того, как тот отказался открывать ей дверь, Мишель выстрелила ему в глаз.
Они ничего не знают о прошлом друг друга (впрочем, как и зритель), но эти отбросы, ставшие такими по своей воле, сливаются в любви, ну или в некой страсти. Бездомные, буквально теряющие части себя, но все еще вместе, хоть их внутренняя неопределенность и хочет этому помешать. Возможна ли такая любовь? В реальности — нет, но в мире Каракса — да. Также, как в мире Тарантино Клифф Бут и Рик Далтон спасают Шерон Тейт. А в действительности Каракс и Бинош (сыгравшая в этом фильме главную женскую роль) расстаются.
Несмотря на все трудности, картина все-таки вышла, и я лично думаю, что «Любовники с нового моста» — кульминационная точка в карьере француза. Самая эмоционально насыщенная история, где грязь и красота смешиваются, взаимодополняя друг друга. Усилия и деньги вложенные в фильм, наверное, все-таки стоили того, потому как дополнительные ресурсы были потрачены на реализацию авторского видения Каракса.
Помимо эволюции сценарного и режиссерского мастерства Каракса, вместе с ними выросло операторское мастерство Жана-Ив Эскоффера, штатного оператора француза. Крупных планов, как в Дурной крови, стало меньше, даже напротив: изображение возымело визуальной масштабности, хотя действия фильма локальны. Это вызывает у зрителя чувство значимости: история Алекса и Мишель резонирует сильнее.
В отличие от «Парень встречает девушку» и «Дурной крови», в 3-ем фильме Каракса герои все-таки действительно начинают какое-то подобие отношений. С каждым фильмом момент, где парень, собственно, встречает девушку, начинает растягиваться. Это то, что повторяется у Каракса из фильма в фильм. Если в дебюте — был вечер, разговор за столом, в «Дурной крови» одна ночь, то в «Любовниках» герои живут вместе какое-то время на этом мосту. И кажется, это их собственный микромир, изолированный от внешнего вмешательства.
Алекс — бездомный, побитый жизнью алкоголик, который без специальных препаратов заснуть не может — таким нам его показывает Каракс. Это третья итерация Алекса, где его желание найти себе любовь возведено в абсолют. Он может навредить своей возлюбленной, лишь бы она осталась с ним. На мосту. Но любовь ли это?
«Любовь — это не здесь. Нужны спальни без сквозняков. Твоя жизнь не для этого» — говорит ему сосед по мосту, Ханс. Может ли быть романтика в нищете? Сначала, кажется, что нет, но финал (который подозрительно похож на самую известную сцену из «Титаника», хотя «Любовники» вышли на 6 лет раньше) говорит об обратном.
К сожалению, усилия Каракса и съемочной группы не окупились: картина с треском провалилась в прокате. Французские продюсеры перестали верить в авторское кино. Новая новая французская волна, начавшаяся в восьмидесятых, закончилась с моментом провала дорогого авторского проекта. Тоже самое случилось в конце 70-х с Новым Голливудом.
Commercial time
Предлагаю теперь зайти в мой авторский телеграм-канал о кино, музыке и играх. Я пишу достаточно подробно, но без лишней воды. Плюс выкладываю запомнившиеся моменты из фильмов и цитаты. Насколько это интересно — решать вам. Мое дело оставить ссылку, но буду безумно рад хотя бы одному подписавшемуся.
#французское кино #классика кино #Леос каракс #любовники с нового моста #кино