Свежий опрос ФОМ по поводу пенсионного возраста показал, что против этих изменений выступают 80% россиян.
Причем те, кто относится положительного к реформе, в качестве причин указывали различные забавные штампы: «работать – это естественно»; «если есть силы – пусть работают»; «у государства не хватает денег» и «будут выше пенсии».
Это всего лишь показывает, что пропаганда работает, хотя из-за того, что вопрос имеет остросоциальный характер, показатели выглядят практически критическими. При этом в начале июня против были 82% россиян (хотя позитивно высказывались сразу 9%, а не 6%, но тогда и не были известны параметры изменений). Но 39% (!!!) опасаются, что просто не доживут до пенсии.
К концу года недовольных будет заметно меньше, а вот голоса в защиту реформы будут звучать все громче.
Мы не очень верим в том, что Путин выступит в роли «доброго царя», смягчив в конечном итоге параметры реформы: потому что предстоят действительно большие траты в рамках майских указов и других планов, и нет никакого смысла «жертвовать» бюджетом ради рейтинга сейчас. Стадия «принятия» наступит быстро, точно также, как все быстро успокоились относительно роста стоимости бензина (грозились чуть ли не бунты устраивать и… все радостно смотрят футбол).
Через несколько лет позитива будет больше. Только на соцподдержку, образование и здравоохранение надо потратить 1,56 трлн рублей к 2024 г. или 1,7% ВВП, а еще триллионные расходы на инфраструктуру, и там, скорее всего, будет больше 10 трлн руб. В ближайшие шесть лет в России будет работать свой аналог количественного смягчения. Экономику прямо-таки «зальют» бюджетными деньгами. Граждане станут счастливее и, возможно, богаче. И рейтинги будут там, где надо.
А то, что потом все мы будем страдать от «инфраструктурно-денежного похмелья», потому что, судя по всем заявлениями и планам, качественных изменений в экономике не будет – это мало кого волнует сейчас. Как говорится, после нас хоть потоп. Добро пожаловать в госэкономику на нефтяной и бюджетной игле, где всегда выигрывают только конечные бенефициары компаний, которые получат госзаказы и подряды.