1 июля - грустный праздник для белорусских автолюбителей: 7 лет назад были введены заградительные, по сути, пошлины на ввоз подержанных иномарок в нашу страну. А вы помните, какой была растаможка для физлиц 10 лет назад? А в середине 1990-х? Мы докопались в архивах до 1991 года, когда машины можно было ввозить вообще без пошлин!
А что, так можно было?
Кто теперь вспомнит, что в начале 1990-х белорусы были вообще освобождены от таможенных пошлин! Это звучит невероятно, и для нас это тоже шокирующее открытие. Но если поднять постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 1991 г. №498 "О временной отмене таможенной пошлины, налога на импорт и льготировании экспорта", то увидим очень интересный текст: "В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 ноября 1991 г. "О некоторых мерах, вытекающих из экономической ситуации в республике" и в целях удовлетворения потребностей населения в продовольствии, медикаментах, насыщения внутреннего рынка республики потребительскими товарами, стимулирования производства и увеличения поставок на экспорт высококачественной конкурентоспособной продукции Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ… 3. Освободить от оплаты таможенной пошлины предметы, ввозимые из-за границы в Республику Беларусь гражданами для личного пользования, в том числе автомототранспортные средства".
Впрочем, "недолго музыка играла": уже 27 сентября 1993 года было принято постановление №641 "О внесении изменений и дополнений во временные правила ввоза гражданами на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза за пределы этой территории предметов, валюты и ценностей", в котором устанавливалось, что "автомототранспортные средства, приобретенные за пределами Республики Беларусь гражданами, постоянно проживающими на таможенной территории Республики Беларусь, пропускаются при уплате таможенной пошлины в размере 0,1 доллара США за 1 куб.см рабочего объема цилиндра двигателя".
Другими словами, ставка составляла 10 долларовых центов за "кубик" независимо от объема двигателя и возраста автомобиля. Выходит, за 1,3-литровый двигатель надо было отдать 130$, за 2,0-литровый - 200$. По нынешним временам сущие копейки! Правда, стоит вспомнить, что и зарплаты в 1993-м были на уровне 30-40$...
С двухлетним ограничением
Но и этот порядок просуществовал ровно два года - до сентября 1995-го, когда вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь №419 от 05.08.1995 "Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами вещей через таможенную границу Республики Беларусь". Оно установило новые правила игры.
Прежде всего единая ставка отныне составляла 0,3 ЭКЮ за каждый кубический сантиметр. Кто забыл, напомним: ЭКЮ - это условная расчетная единица, использовавшаяся в финансовой системе европейских стран до появления евро. В середине 1990-х 1 доллар США оценивался примерно в 1,12 ЭКЮ. Таким образом, при ввозе автомобиля с 2,0-литровым двигателем надо было заплатить 600 ЭКЮ, или порядка 535$.
Но данный "тариф" действовал только при определенных условиях! Во-первых, растаможить по нему можно было только одну иномарку в течение календарного года. Во-вторых, в течение двух лет с момента таможенного оформления автомобиль не мог отчуждаться или передаваться во владение или пользование другим лицам, за исключением передачи в пользование членам семьи того, кто ввез данное транспортное средство (помните соответствующие отметки в техпаспорте?). В противном случае "растаможку" пересчитывали из расчета 5 ЭКЮ за "кубик" - и тот же 2,0-литровый автомобиль мигом становился дороже на 8920$!
Надо ли говорить, что эти ограничения не останавливали перегонщиков и тех, кто пытался обойти систему? Например, перепродать машину или использовать ее не в личных, а в коммерческих целях. Или, пользуясь п.41, предусматривавшим освобождение от уплаты таможенных платежей за ввезенные в страну автомобили для лиц, непрерывно пребывавших в дальнем зарубежье более шести месяцев, вообще обойтись без растаможки! В итоге вторая половина 1990-х запомнилась обилием махинаций и последовавшими уголовными делами.
"Льготные" 0,35
А 30 марта 1999 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.1999 №339 "Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности".
Начиная с этого момента ставки зафиксированы в евро и зависят от возраста автомобиля и объема двигателя. Впрочем, схема пока достаточно проста: автомобили в возрасте от 3 до 10 лет с двигателями объемом до 2,5 л идут по ставке 0,35 евро за каждый куб.см, все остальные - 0,5 евро за "кубик".
Такой расклад делал более чувствительной для кошелька растаможку старых машин или авто с объемными моторами. Скажем, если раньше таможенная очистка Chrysler Voyager с 3,3-литровой "шестеркой" обходилась в 990 евро, то теперь нужно было 1650 евро. Забегая вперед, скажем, что "льготная" ставка 0,35 евро продержалась аж до 2011 года, но только для определенной категории техники. Для остальных "тарификация" менялась, причем в сторону увеличения.
Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2001 г. №57 "Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" не принес сколь-либо принципиальных изменений, кроме одного: ставка для автомобилей возрастом до трех и старше 10 лет, а также с объемом двигателя более 2,5 л увеличилась с 0,5 до 0,55 евро.
Три года спустя автомобилистов ждал очередной сюрприз. 27 мая 2004 года главой государства был подписан указ №259, утверждающий новую редакцию действующего с 2001 года положения. Данный документ предусматривал, помимо всего прочего, изменение единых ставок таможенных пошлин на транспортные средства, ввозимые физическими лицами.
"Льготная" ставка для автомобилей возрастом старше трех, но не более 10 лет включительно с двигателем рабочим объемом менее 2,5 л осталась на уровне 0,35 евро, а вот для машин в возрасте до трех лет или от 10 до 14 лет с двигателем свыше 2,5 л выросла до 0,6 евро. Ну а самым существенным изменением стало введение заградительных пошлин для автомобилей, с момента выпуска которых прошло 14 лет и более: теперь за каждый "кубик" пришлось бы отдать 2 евро! Таким образом, ввоз в страну старой техники попросту терял смысл.
При этом данные ставки таможенных пошлин применялись лишь к первому транспортному средству, ввезенному физическим лицом в течение календарного года. За второе и последующее предстояло заплатить куда больше: от 0,85 до 3 евро в зависимости от возраста и объема двигателя.
Это же положение, но в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 №547 имеет очередные отличия. Нетронутой осталась лишь ставка 0,35 евро для автомобилей в возрасте свыше трех, но не более 10 лет, да и то при условии, что объем двигателя не более 1,5 л. В остальном "тарификация" увеличилась. И обратите внимание на усложнение системы: стало больше категорий в зависимости от объема двигателя.
Кол-во ввезенных ТС в течение годаВозраст ТСОбъем двигателяСтавка (за 1 куб. см. объема двигателя)Первое3 года и менеене более 1500 куб.см0,6 евросвыше 1500, но не более 25000,7 евросвыше 2500 куб.см0,75от 3 до 10 лет включительноне более 1500 куб.см0, 35 евросвыше 1500, но не более 25000,4 евросвыше 2500 куб.см0,6 евроот 10 до 14 летнезависимо0, 75 евро14 лет и болеенезависимо2 евроВторое и последующие3 года и менеене более 2500 куб.см3,5 евросвыше 2500 куб.см5 евроот 3 до 7 лет включительноне более 1000 куб.см0,85 евросвыше 1000, но не более 15001 евросвыше 1500, но не более 18001,5 евросвыше 1800, но не более 30002 евро3000 куб.см и более2,25 евроболее 7 летдо 2500 куб.см2 евро2500 куб.см и более3 евро
01.07.2011
Ставки для ввоза второго в течение года автомобиля уже давно стали заградительными, это же можно сказать и про машины старше 14 лет, но в остальных случаях растаможка продолжала оставаться куда дешевле, чем в соседней России. Однако создание Таможенного союза не могло не привести к уравниванию пошлин, разумеется, в пользу "старшего брата". Первоначально "час икс" планировался на 1 июля 2010 года, но затем белорусы получили отсрочку на один год, и с 1 июля 2011 года новые пошлины все же ввели.
Разумеется, с введением новых пошлин ввоз иномарок в страну полностью не прекратился, но некогда большие потоки уменьшились до скромных ручейков. Кто-то гоняет малолитражки в возрасте 3-5 лет с двигателем до 1,5 л, вписывающиеся в минимальные ставки 1,5-1,7 евро за "кубик", кто-то - более свежие и в основном битые машины, где величина платежей зависит от таможенной стоимости. И похоже, даже введение ЭРА ГЛОНАСС и СБКТС (подробнее - здесь) не будет преградой.
Нам же остается лишь ностальгировать по тем временам, когда растаможка "свежего" по белорусским меркам 5-7-летнего автомобиля обходилась в 600-800 евро, а не превышала в разы его стоимость при покупке.
Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY
Хроники перегона
Часть 1. Не про секс
Часть 2. Первую не забудешь
Часть 3. Экономика бизнеса: там 100 марок - у нас полторы тысячи долларов
Часть 4. "Он моментально и виртуозно срезал "болгаркой" номер с мотора"
Часть 5. "Он приставил ствол прямо к лицу лесного разбойника и без сожалений и раздумий нажал на курок"
Часть 6. Про сиденья в крови, трубочку из денег в хлебе и выкупленный у бандитов Passat
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber