Живописи не раз предрекали скорую смерть, но ее путь в ХХ веке оказался намного сложнее. Зарождение абстракции, новые живописные традиции соцреализма, поп-арт, концептуализм — художники всех «измов» продолжали обращаться в своих экспериментах к краске и холсту.
Куратор и исследователь искусства Иван Новиков выбрал три книги, без которых не понять современную живопись.
Д. Хокни и М. Гейфорд, «История картин: от пещеры до компьютерного экрана».
В книге собраны беседы известнейшего британского живописца Дэвида Хокни об истории живописи. Авторы размышляют о том, как понимать произведения художников прошлых эпох сегодня и чем они важны для современного искусства. Редкий образец, когда история искусства показана глазами художника: с субъективными оценками и внимательным анализом художественных проблем.
М. Орлова и А. Обухова, «Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму».
Чуть ли не единственная на русском языке книга о живописи второй половины XX века. Известные российские критики рассказывают о том, что же такое картина после Второй Мировой войны и обрисовывают основные пути развития этого медиа. На обширнейшем материале читателя знакомят с главными течениями, авторами и произведениями современной живописи.
Д. Джозелит, «Живопись вне себя».
Главный теоретический текст о живописи в XXI веке. На примерах нескольких ключевых художников историк искусства и теоретик Дэвид Джозелит отвечает на вопрос — что такое живопись цифровой эпохи? Без критики или апологетики этого текста не происходит не одна дискуссия о состоянии современной живописи. К сожалению, на русском языке эта статья не выходила отдельно. Но с незначительными правками она вошла в книгу «Искусство с 1900 года» (М., 2015) - страница 744-751.
Ближайшая лекция «Современное искусство в 20 картинах» состоится 8 июля в 18:00. Посмотреть расписание и записаться