Помните городские автобусы ЛАЗ? Думаю не многие помнят их индексы и почти у всех они ассоциируются с чем-то округлым, так и говорят: «Ну те круглые, добрые, с узкими дверьми, подвывающие, 695, кажется». Да такими их и помнят... Были разные 695: просто 695, 695Б, 695Е, 695М, 695Н. С 1964 г. на ЛАЗе и в НАМИ начались работы по созданию нового городского автобуса среднего и большого классов на одной агрегатной базе. Поначалу эти прототипы назывались «Львов»,-2 и 3, позже присвоили индексы 696 и 698, причём индекс 698 использовали второй раз, так как автобусы «Карпаты» в серию так и не пошли. Автобусы были антиподами прежних, -квадратные, строгие, даже серьёзные, с широкими дверьми.
Экспериментировали с разными узлами, на базе «среднего» 698 даже создали троллейбус в единственном экземпляре. Но работу над ЛАЗ-696 позже приостановили в пользу другого большого городского автобуса ЛиАЗ-5256. Над ЛАЗ-698 работы продолжились, что привело в 1974 г. к созданию ещё одной его модификации, - ЛАЗ-698Д с дизельным двигателем ЯМЗ-7401 (до этого устанавливали бензиновый карбюраторный «всея мотор» ЗИЛ-375), который и послужил основой для создания серийного ЛАЗ 4202, который с 1978 г. начали мелкосерийно выпускать, но из-за нареканий по прочности кузова и надежности собственной автоматической коробки передач в 1985 г. выпуск приостановили. Автобус оснащался двигателем V-образным 8-ми цилиндровым дизелем КАМАЗ 74015 объемом 10,85 л. и мощностью 180 л.с. при 2600 об/мин, автоматической уже трехступенчатой (на ЛАЗ 698 стояла ещё «старая» собственная двухступенчатая, которую так же ставили и на ЛиАЗ-677) КПП и был рассчитан на 69 мест, из них для сидения 25. Выпустили их всего 2133 экземпляра, что по тогдашним масштабам за 8 лет выпуска классифицировалось как «с претензией на серийность».
Ещё в 1982 г. ему на замену создали ЛАЗ-42021, формально пригородный, но его вовсю использовали и на городских маршрутах, так как число мест было 63, из них для седения-31, широких четырехстворчатых дверей так же две, а сидения были скамеечного типа. ЛАЗ 42021 имел усиленный кузов, более мощный двигатель КАМАЗ 7401 развивающий 210 л.с и механическую пятиступенчатую КПП. Выпуск начался в 1984 г. и закончился в 1993 г. с развалом нашей страны под названием СССР. Всего их выпустили 7501 экземпляров.
Производили также междугороднюю версию ЛАЗ-42022 с двумя распашными одностворчатами дверьми. За 1986-1991 гг. за ворота завода выехало 1357 автобусов. Помимо этого их же в 1989-1992 гг. выпускали на киевских авторемонтных заводах (КАРЗ) №1 и №12 и вертолеторемонтном заводе «Авиакон» (Сумская область тогдашней УССР). Точное количество мне их не известно, по одним данным 519,по другим 396, по третьим 497.
Как это ни странно, но до сих пор, на дорогах в глубинке на просторах бывшего СССР можно встретить ЛАЗ 695Н, а вот «квадратный» исчез. Круглый, добрый и с узкими дверьми выпускался вплоть до 2004 г, а вот его прогрессивный продолжатель закончил свою конвейрную жизнь на 11 лет раньше. Так бывает, - иные прогрессивные идеи живут меньше старой-доброй житейской простой мудрости.
**Спасибо за лайк и подписку**
Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)
С чего начинался РАФик (РАФ-251, 251С, 251Т, 976)
Советский Колумб. Первый отечественный автобус вагонной компоновки (НАТИ-А)