Часть Вторая, Первая часть здесь
В ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫГОДА (ИНТЕРЕС) ТРЕНЕРА, ЕСЛИ ЕГО ПОДОПЕЧНЫЙ ПОСЕЩАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ?
Сначала — тезисно, затем — разъяснения:
— и тренер, и психолог — значимы для спортсмена;
— чаще всего у тренера нет системной психологической подготовки и практики;
— тренер и спортсмен привыкают друг к другу, и в этой "привычности" можно что-то потерять или не заметить;
— у психолога более свежий взгляд на спортсмена и этот взгляд Другой;
— психолог экономит время тренера;
— тренер и психолог работают в сотрудничестве;
— психолог всегда будет «на стороне» спортсмена.
Работа психолога и работа тренера — значимы для спортсмена, сравнивать их (хуже/лучше/меньше/больше и т.п.) некорректно , так как это два разных вида деятельности, помощи и поддержки спортсмена.
Сравнивать важность и значимость спортивных тренировок и личного психологического тренинга так же «эффективно» и «разумно», как сравнивать оранжевое и треугольное, то есть какие-либо оценочные сравнения здесь и бесполезны, и нелогичны.
Понятно, что любой профессиональный тренер вкладывается в каждого подопечного честно и «по полной программе».
Понятно, что тренер сам по себе является опытным спортсменом и еще не забыл «сам себя» в определенном возрасте и на определенных этапах спортивной деятельности.
Но редкий спортивный тренер имеет специальную подготовку, то есть редкий тренер является практикующим психологом, психоаналитиком, коучем. Это не плохо и не хорошо, это просто факт.
Работу психолога со спортсменом можно сравнить с работой психолога с сотрудниками некоего предприятия на групповом тренинге.
Сотрудники расскажут психологу то, что никогда не расскажут своему начальнику. Это не обязательно что-то «плохое» или «крайне-секретное», это просто что-то Другое (новое).
Ведущий тренинга для сотрудников — фигура приходящая/уходящая (нейтральная) и именно поэтому контакт с этой фигурой не такой «замыленный» и привычный, как со своим руководителем/начальником.
С одной стороны, психолог своим не только свежим, но и профессиональным взглядом может увидеть что-то такое в спортсмене, что не видел тренер, с другой стороны, психолог учитывает видение, опыт и мнение тренера о данном спортсмене (со слов спортсмена).
В конце концов тренеру может просто не хватать не столько «квалификации психологической направленности», сколько времени.
Прямой аналог о "свежем взгляде" и заинтересованности другого участника процессов. Пример.
Клиент, взрослый человек, женат, трое детей, бизнесмен, на работе даже не "загружен", а "перегружен". В процессе нашей работы супруга клиента стала выказывать некие "подозрения" (о чём это ее супруг шепчется с чужой тёткой за закрытыми дверями?). Иными словами, говоря по-простому, "стала ревновать".
И не только "ревновать", но и (возможно, неосознанно) вмешиваться в процесс: "случайно" звонить супругу во время наших консультаций, назначать "неотложные" дела именно на время консультаций, настойчиво спрашивать "О чём ты сегодня разговаривал с психоаналитиком?", другое.
Когда вмешательство супруги приобрело критические масштабы, клиент пришел к выводу о необходимости открытого разговора с супругой (между ним и супругой). Содержание того разговора, разумеется, приводить не буду, но процитирую его финальную часть:
- Дорогая, ты, именно ты, должна быть самым заинтересованным участником моего лично анализа. Я "отношу" моему психоаналитику то, что не хочу и не могу "приносить домой", в наши отношения, в семью. В кабинете психоаналитика я оставляю и "сливаю" то, что касается только меня, и слава Богу, что я это делаю Там, а не Здесь!..
По-моему, прекрасная и многое поясняющая иллюстрация. Как говорят: ни убавить, ни прибавить...
Также в жизни спортсмена может происходить что-то такое, которое сказывается на его спортивной карьере, "боевом настроении" и прочем, а тренер просто не знает или не может в полной мере "проработать" происходящее таким образом, чтобы спортсмен и нормально пережил некоторые житейские события, как «просто человек» и, чтобы сохранил себя, "как спортсмен".
Редкий тренер будет полноценно и "психологически" заниматься вне-спортивной жизнью подопечного.
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
Я гарантирую любому клиенту конфиденциальность (сохранность информации от третьих лиц) и никогда не позвоню тренеру клиента-спортсмена со словами: «Ко мне тут Ваш мальчик пришел...».
Если клиент сам захочет познакомить меня со своим тренером по добровольной необходимости тренера, тогда настаёт уже сугубо моя задача: как и конфиденциальность сохранить, и с тренером пообщаться эффективно.
Продолжение следует.