Найти в Дзене
Человек-Фёдор

Иркутские расписания общественного транспорта

Оглавление
Зимой на остановках в Иркутске начали появляться расписания. Я на них сразу обратил внимание: они мне не понравились.

С этими расписаниями несколько проблем, объединю их в две группы. Первая связана с установкой и материалами, вторая — с информацией на них.

Проблемы с установкой и материалами

1. Вместо того чтобы повесить табличку с расписанием на уже имеющиеся столбы или стены, в тротуары вкапывали ещё один столб. Это дороже и иногда мешает проходу, частично отъедается тротуар или заужается проход внутрь остановочного павильона.

2. Некоторые таблички установлены не там, где они должны быть установлены. Например, в ноябре на остановке Усадьба Сукачёва стояло расписание с расписанием маршрута 5К. А он вообще здесь не останавливается, а проезжает мимо, по другой стороне дороги (маршрут в 2ГИС).

Расписание 5К на остановке Усадьба Сукачёва
Расписание 5К на остановке Усадьба Сукачёва
Маршрут 5К
Маршрут 5К

3. Всё это отпечатано, как мне показалось, на светоотражающей самоклейке. Это хороший вариант для дорожных знаков, где огромные буквы. Для мелкого текста это не подходит: тонкие элементы в буквах будут «съедаться» вечером, особенно когда на щит посветят фары.

Проблемы с макетом

Табличка с расписанием одного маршрута выглядит вроде бы не очень большой. Хотя тут уже видно, что полезная информация занимает ⅓ от всей площади. При том, что воздух занимает процентов 90 этой полезной информации.

Но ситуация, когда по центру города идёт один маршрут, — суперредкая, я навскидку сейчас и не вспомню такой остановки. Вон, через Художественный музей проходит 32 + 3 маршрута (о вредности разделения одной остановки на две я потом ещё напишу).

На Советской улице большинство расписаний выглядит монструозно.

Расписание на остановке Ипподром, в сторону центра, примерно 70 см на 110
Расписание на остановке Ипподром, в сторону центра, примерно 70 см на 110

Кажется, что тут всё хорошо, есть много разной информации. Но только если начать разбираться, то становится видно, что пользы в ней мало.

Чтобы обратить внимание на недостатки размещения информации, я переверстал расписание на остановке Усадьба Сукачёва, заказал широкоформатную наклейку за 500 рублей и наклеил её поверх старого варианта. Так как основа у меня была вполне определённая, я не был свободен в выборе размеров и пропорций. Возможно, что-то можно было бы сделать лучше, если бы начинал с нуля.

Шрифт в основной части, где интервалы времени и номера автобусов, остался без изменений: Сперва сделал куклу на обычной бумаге, чтобы это проверить.

Примерка
Примерка
Макет делали, видимо те, чья основная работа — приклеивать наклейки, а не верстать
Макет делали, видимо те, чья основная работа — приклеивать наклейки, а не верстать
Наклейку приклеивал, тот, кто чаще делает макеты: вон, три морщины
Наклейку приклеивал, тот, кто чаще делает макеты: вон, три морщины

Сейчас подробно расскажу о том, что я сделал с каждым элементом.

Перевёрстка

Везде я использовал разработанный для навигации в Иркутске шрифт Иркутск (возможно, у вас ссылка не откроется из-за попыток Росогорода закрыть Телеграм), а мэрия — опять нарушила закон и использовала не лицензированный для этой цели шрифт Ариал. Который к тому же не подходит для такой цели из-за некачественной и немного уродской кириллицы.

В пару со шрифтом Иркутск я использовал шрифт Иркпикто (возможно, Росогород тоже закрыл доступ).

Название остановки

Название в версии мэрии зажато в тесную рамку, в моём варианте название отделяется от других элементов расстоянием
Название в версии мэрии зажато в тесную рамку, в моём варианте название отделяется от других элементов расстоянием

Версия мэрии

Перед названием неправомерно стоит значок А: здесь проходит ещё и троллейбусный маршрут 4. Место остановки которого бессмысленно и вредно перенесено на 50 м в сторону, но тем не менее это остановка с тем же названием. И в расписании троллейбус всё равно фигурирует.

Написано полное название остановки. Хотя этого не нужно, никто так не говорит и на самом павильоне написано, что это Усадьба Сукачёва, а не Музей-усадьба им. Сукачёва. Давно пора ввести практику использовать сокращённые названия, это возможно, даже у нашей страны по Конституции есть два равнозначных названия — Российская Федерация и Россия.

В названии остановки допущена ошибка — музей-усадьба нужно писать через дефис (здесь дефис), но он не должен отбиваться пробелами (здесь отбивается).

И какого ещё
им. Сукачёва?! Это его личная усадьба, а не какое-то левое здание, которому потом присвоили имя мецената.

Моя версия

Название написано на трёх языках. На остановках за пределами центра и вдали от точек туристского интереса можно отказываться от китайского, но в центре он нужен. А латиница нужна вообще везде. Многие самостоятельные путешественники живут в хостелах и на квартирах через сервисы аренды по всему городу.

Вместе с названием Усадьба Сукачёва в скобках я написал Советская. Для этой остановки это не очень-то нужно, я таким образом показываю, как будут выглядеть расписания на соседних остановках через дорогу, которые почему-то называются по-другому. Это неправильно. Все остановки на перекрёстке должны носить одно название (писал об этом на Ирк.ру). Поэтому я показал, как будет выглядеть старое название. Его нужно будет писать ещё лет пять.

Единственное, чем должны отличаться остановки на перекрёстке, — это номером (писал зачем). Перед названием он указан у меня римской цифрой.

Там же стоит и пиктограмма, показывающая район города, в котором находится человек.

Сами по себе номер и пиктограмма района не имеют ценности, но если в будущем навигационная система города будет продолжать развиваться и на всех остальных элементах системы будут встречаться эти элементы, то система начнёт работать. Пока система в стадии пилота и некоторые решения всё ещё заплаточные, единого информационного пространства, языка не формируется, не все закономерности видны.

Ещё есть пиктограмма главной достопримечательности, которая находится рядом. Конечно, в случае с танком и этой остановкой значок можно было бы и не ставить, но если говорить о других остановках в городе, это может быть ценно.

Прочая информация

Строчку про отклонение от расписания я  вообще убрал
Строчку про отклонение от расписания я вообще убрал

В шапке было написано много разного, но читать это было сложно. Я перенёс всё в самый низ таблицы, поэтому шрифт у меня менее крупный, но читать не сложнее, потому что к глазам ближе. Затем я собрал информацию о каждом ведомстве в табличку из двух колонок, стало аккуратнее.

Хотел ещё написать, в каком случае звонить в каждую из этих организаций, потому что неясно: вот если водитель курит за рулём и если он проехал без остановки — это в одну и ту же контору жаловаться или нет?

Я позвонил по каждому из указанных телефонов и попытался выяснить, с какими вопросами им должны звонить пассажиры.

Телефон в департаменте транспорта переключался на факс (мне и до того многие жаловались, что невозможно до этого отдела дозвониться), в единой диспетчерской мне сказали, что им пассажирам нечего сказать, вот если бы у меня ребёнок потерялся, кошка на дереве или клещ укусил, то это к ним, а пассажиры — не к ним. Два остальных ведомства сказали, что да, им можно звонить, но не смогли кратко сформулировать, по каким вопросам. Так что я вычеркнул диспетчерскую и оставил остальное как есть, но это надо доработать.

Столбцы

Номер маршрута → №

Посмотрите, насколько компактнее и аккуратнее стала вёрстка: я уже про три маршрута рассказал вместо одного
Посмотрите, насколько компактнее и аккуратнее стала вёрстка: я уже про три маршрута рассказал вместо одного

Столбец обещает быть узким: в нём будут только номера, максимально — трёхзначные. Если в шапке написать четырнадцать символов, то столбец неоправданно разбухает, если разбить заголовок на несколько строк, то выглядеть это будет неопрятно. Слово Номер можно заменить общепринятым значком , а слово маршрут можно убрать: из контекста ясно, что это маршрут, а не номер госта, статьи Трудового кодекса или срока Путина.

Номер троллейбуса выделил зелёным цветом, такого же цвета его линия на общей схеме транспорта города (я ей не очень доволен, но выигравшие тендер пензяки не были заинтересованы в том, чтобы сделать лучше, об этом я поговорю позже). Зелёным же цветом должны быть и маршрутоуказатели на самих троллейбусах номер 4. Все элементы системы должны знать друг о друге и взаимодействовать.

И я сэкономил место, убрав две лишние строки: Троллейбусные маршруты и Автобусные маршруты. Пока, к сожалению, иногда под одним номером может быть два разных вида транспорта (автобус 4 и трамвай 4), у автобусов хотя бы бывают индексы. Надеюсь, после оптимизации маршрутной сети номера будут уникальными. Но сейчас это не такая большая проблема, поэтому, чтобы отличить электротранспорт от автотранспорта, достаточно пиктограммы и выделения цветом трамваев и троллейбусов в соответствии со схемой транспорта.

Ещё я добавил информацию о междугородних автобусах. Для пассажиров большинство из них не имеет значения: они едут до конечной на центральном рынке. Но есть маршрут 480, который по недоразумению (или для ухода от каких-то регламентов или санкций) объявлен междугородним, хотя за городом у него три процента маршрута, две остановки. И люди на этом автобусе за те же деньги могут ехать по городу до тех же остановок, как и на другом транспорте. Поэтому его тоже нужно отразить в расписании.

Наименование маршрута → следующие остановки

У меня не такая раздутая шапка, что само по себе дало больше места, и перевёрстка остального дала возможность рассказать обо всех последующих остановках для трёх маршрутов, когда в старом варианте было написано только откуда и куда едет один из них.
У меня не такая раздутая шапка, что само по себе дало больше места, и перевёрстка остального дала возможность рассказать обо всех последующих остановках для трёх маршрутов, когда в старом варианте было написано только откуда и куда едет один из них.

В этом столбце указывали точку старта, точку финиша и иногда — промежуточные остановки. Я указал только остановки, которые будут дальше по ходу движения.

Указание точки старта кажется важным, но это не так. Какая разница, откуда едет автобус, если человеку важнее, куда он едет? Допустим, человек ошибся стороной дороги, увидел, что маршрут 1000 едет из Предместного предместья, а ему как раз в ту, в обратную сторону надо. Но не всегда человек, перейдя дорогу, дождётся автобуса с этим номером. Потому что это сработает только для линейных, некруговых маршрутов. Выходит, что точку старта можно опустить.

Точку финиша указывать нужно.

А вот промежуточные точки правильнее указывать у всех маршрутов, а не только у супердлинных, как сейчас. И желательно показать все остановки: хотя у нас в городе совершенно неудобная сеть с повсеместным незаконным дублированием маршрутов, всё равно есть небольшие отклонения: кто-то на другой берег поедет через плотину, а кто-то — через Глазковский мост. Одни сразу поедут, другие — завернут на рынок (кто только это согласовывал?!). Поэтому важно подсказать человеку, на какой маршрут ему удобнее сесть, чтобы добраться до финальной точки быстрее.

В своём варианте я перечисляю все остановки (используя сокращённые названия для экономии места). Важно при этом обращать внимание на мелочи: например, не стоит разрывать название остановки из двух и более слов, они должны быть целиком на одной строке. Ещё добавил местами пиктограммы значимых объектов, находящихся у остановки. Транспортные объекты пометил красным цветом. На расписании указывать названия латиницей и иероглифицей лишнее, у нас нет столько места. Хотя для вокзала это можно было бы сделать.

Собственно, расписание

-11

Первым делом опять сокращаю название шапок и делаю более полезным содержание в колонках.

Время выхода с начальной точки маршрута — бессмысленная для пассажира на остановке. Он что, должен посчитать, сколько времени автобус или троллейбус будет ехать до этой остановки? Нет, конечно. Тут должно быть указано время, когда первый автобус проедет мимо этой конкретной остановки.

Ну и то же самое — со временем последнего маршрута.

Именно это время я и указал (кроме междугородних автобусов, этих данных у меня нет). Время это я взял не с потолка, а из своего исследования. Оно показало, что автобусы выходят на маршрут утром и сходят с него вечером когда захотят, а не как написано. То есть они не соблюдают условия контракта. И почему при этом власть не гонит их с маршрута, а закрывает глаза на прочие нарушения и разрешает поднять стоимость проезда на треть? Скорее всего, власть не может применить силу закона по понятным причинам.

В макете мэрии расписание набрано двумя способами: конкретное время с точностью до минуты и интервал. Троллейбусы обычно ходят с заявленной периодичностью (я проверял), частникам на автобусах ещё тренироваться и тренироваться. Но всё равно соблюсти расписание с точностью до минуты — невозможно. Да, про это есть стыдливая приписка в самом низу (Возможны отклонения от расписания из-за погодных, дорожных и иных условий), ну так тем более, зачем тогда указывать точное расписание, если всё может поехать?

Интервалы стоит писать хотя бы потому, что в этой мешанине цифр с расписанием троллейбуса ничего нельзя найти: верстальщик не разбил это по часам и даже пробелов пожалел, чтобы отбить разное время.

Секретный шифр
Секретный шифр

А имеет ли смысл указывать разные интервалы для буднего дня и выходного, если разница в две минуты, а ещё возможны отклонения от расписания из-за любых условий? Да конечно же нет. Поэтому нужно указывать один интервал, реальный, а не тот, какой записан в реестре маршрутов в департаменте транспорта: частники не смотрят на эти бумажки, им всё равно. Я указал ту периодичность, которая у меня получилось во время наблюдения. Думаю, это не сильно далеко от истины.

Позже узнал, что можно было это посмотреть на Яндексе, там откуда-то есть более точные данные, только зачем-то два разных автобуса 99. Это нелепое деление на «автобусы» и «маршрутки» надуманное, не имеет отношения к жизни. Человеку вообще неважно, автобус это или маршрутка, если они идут одинаковым маршрутом, тоже принимают только наличные, не признают льгот, не соблюдают расписание, Правила перевозки пассажиров, ПДД и едут при этом с той же скоростью. (Водитель троллейбуса пишет о том, почему быстрые маршрутки — миф.)

Данные об интервалах движения транспорта через остановку Усадьба Сукачёва в сторону центра на сервисе Яндекс-карты
Данные об интервалах движения транспорта через остановку Усадьба Сукачёва в сторону центра на сервисе Яндекс-карты

Номер телефона перевозчика, обслуживающего маршрут → Перевозчик

Здесь, как и везде, выравнивание данных по левому краю, а не по центру: так даже без сетки понятна структура, глаза не прыгают в поисках новой строчки, линии не шумят. Читать проще.
Здесь, как и везде, выравнивание данных по левому краю, а не по центру: так даже без сетки понятна структура, глаза не прыгают в поисках новой строчки, линии не шумят. Читать проще.

Эта информация, возможно, требуется по закону, хотя не думаю, чтобы кто-то ею пользовался. Ну, раз нужна, давайте оставим. Только нужно сократить шапку (чтобы таблица не разбухала) и правильно оформить телефоны. У меня указано иногда больше перевозчиков, я их брал из официального ответа администрации по одному из моих старых запросов. Может быть, что-то изменилось, но я оставил пока как есть, это же пример. Да и никто всё равно не будет звонить по этим телефонам.

Резюме

Жаль, что по всему городу установили несколько сотен бестолковых, неудобных и некрасивых расписаний. Мне только наклейка стоила 500 ₽, а представьте теперь, сколько стоили все эти конструкции из оцинкованных листов, на стальных ногах вместе с вёрсткой и установкой! Кто умеет искать в госзакупках, напишите мне, во сколько это оценили и какие условия были по информационному наполнению.

Обращаю внимание, что я делал макет исходя из тех размеров, что были у щита на остановке (720×720 мм). Если бы проектировал это с нуля, то размеры, пропорции, композиция, количество элементов было бы другим. Крепление и материал тоже могли бы быть другими.

Макет администрации, конечно, гораздо проще в вёрстке, там вообще не надо думать, только знай успевай менять названия остановок — и одно и то же расписание подойдёт на несколько штук (от Жигулёвской до Омулевского, например).

Мой вариант — более затратный на этапе вёрстки: везде нужно указать индивидуальное время первого и последнего маршрута, список последующих остановок. Но зато получается более полезный объект.

Макеты, как мне кажется, вообще должны быть не одного типа, а нескольких. Для конечных остановок в садоводствах, например, точно нужен свой. А для прочих остановок в центре — в зависимости от количества проходящих маршрутов — свой тип. Потому что ни предложенный мэрией, ни мой варианты не подойдут для упомянутой выше остановки Художественный музей (при нынешней маршрутной сети), это отдельная работа: придумать, как быть на сложных остановках.

Но в будущем, конечно, нужно очистить транспортную сеть города от дублирующих маршрутов: тогда и людям станет проще, и макеты верстать легче. Паразитирующие на муниципальном транспорте частники уничтожают городской транспорт при попустительстве мэрии. При том, что условия контракта и правила перевозки они не выполняют, должного сервиса не оказывают.

Если вы хотите сделать более полезное расписание на своей остановке, напишите мне в Телеграм (@feodor_sinoptik).

———

Если вам понравилось, что я делаю, поддержите меня.
Подписывайтесь тут или на канал в Телеграме. Пишу раз в несколько дней, без спама и рекламы.