В этой заметке предпринята систематизировать знания о локомотивах Управления железнодорожного транспорта Новолипецкого металлургического комбината (УЖДТ НЛМК), полученные из различных источников.
Я умышленно не стал привязывать этот материал к развитию сети железных дорог и производства предприятия, исключая свои догадки о причинно-следственных связях. Хотелось получить что-то типа справочника - истории эволюции локомотивного парка.
В конце этой статьи приводится диаграмма, которая обобщает этот материал.
Паровозы серии Ов
Период работы: 1933 - 1945 ? (встречается упоминание о работе этих паровозов в послевоенный период)
Паровозы серии Ов начали работать еще на строительстве завода, в 1931-м году. В 1933-м, при создании железнодорожного цеха, к нему были приписаны три локомотива: Ов-400, Ов-401 и Ов-402.
Есть предположение, что после эвакуации три паровоза серии Ов остались на заводе. В послевоенных воспоминаниях локомотивы этой серии не упоминаются.
Точное количество паровозов серии Ов, работавших на заводе, на данный момент мне не известно.
Локомотивы этой серии преимущественно использовались для маневеровой работы на ст.Заводская и развоза грузов по заводу.
Паровозы серии Эм
Период работы: 1934 - 1941
Два локомотива этой серии (по воспоминаниям - Эм-500 и Эм-501) были приобретены заводом в 1934-м году, перед пуском доменной печи №1. В начале Великой Отечественной войны оба паровоза увели эшелоны с завода в эвакуацию, в Челябинск.
В послевоенных воспоминаниях паровозы Эм не упоминаются.
Точное количество паровозов серии Эм, работавших на заводе, на данный момент мне не известно. Можно предположить, что так и осталось две машины.
Паровозы серии Б
Период работы: 1934 - 1941
Паровоз на фото, обозначенный как серия Б, очень сильно похож на танк-паровоз 0-2-0 завода Борзиг.
Первые локомотивы этой серии были приобретены в 1934-м году. Они преимущественно работали на ст. Доменная и использовались для вывоза чугуна и шлака.
Точное количество локомотивов этой серии, работавших на НЛМЗ, не известно. По воспоминаниям ветеранов можно предположить, что на заводе до Великой Отечественной работало до 9 локомотивов этой серии.
Паровозы серии 9П
Период работы: 1950 (?) - 1968
Точная дата появления этих локомотивов на предприятии не известна. Последний паровоз этой серии (9П-627) был потушен в 1968-м году.
Паровозы использовались для работы под доменными печами и легкой маневровой работы.
Точное количество локомотивов этой серии, работавших на заводе, не известно. Но известно, что в период с конца 50-ых по 1967-ой год включительно на станции Доменная работали четыре 9П.
Известные локомотивы: 9П-19476, 9П-13288, 9П-626, 9П-627
Трофейные паровозы
В послевоенный период завод получил несколько трофейных паровозов разных серий. По той информации, которую удалось найти, это были грузовые локомотивы серий BR55, BR57 и танк-паровозы BR86, BR91, BR93.
Судя по тому, что классификация паровозов не была перебита на отечественную, локомотивы были получены заводом напрямую сразу после войны. Т.е. скорее всего именно на этих машинах начиналось послевоенное восстановление завода. Но к концу 50-ых локомотивный парк НЛМЗ был унифицирован и в работе остались только паровозы серий 9П и СО.
Таким образом, трофейные паровозы проработали на заводе примерно с 1945 по 1960г.
Паровозы серии СО
Период работы: середина 50-ых - вторая половина 60-ых
Во второй половине 50-ых годов началась унификация локомотивного парка завода. Для вывоза поездов на сеть МПС, развоз грузов по заводу и перевозки агломерата НЛМЗ приобрел несколько паровозов серии СО.
Известные локомотивы: СО17-2534 (упоминался ветеранами), СО18-1794, СО17-589, СО17-1320
Маневровые тепловозы ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ2У, ТЭМ18
Период работы: 1959 - наши дни
С тепловозов этой серии начался переход предприятия с паровозной тяги на тепловозную. Первый тепловоз НЛМЗ (ТЭМ1-0095) поступил на завод в 1959-м году.
По состоянию на 2003-ий год на путях комбината трудились ТЭМ1 - 8ед, ТЭМ2 и ТЭМ2У - 14ед, ТЭМ18 - 5ед.
Маневровые тепловозы ТГМ1
Период работы: 1962 - вторая половина 70-ых
Тепловозы использовались для маневровой работы и работы в производственных цехах.
Были выведены из эксплуатации во второй половине 70-ых в рамках программы унификации локомотивного парка (заменены тепловозами серии ТГМ6А).
Маневровые тепловозы ТГМ3
Период работы: 1962 - первая половина 70-ых.
Тепловозы использовались для маневровой работы и работы в производственных цехах.
Были выведены из эксплуатации в первой половине 70-ых в рамках программы унификации локомотивного парка (заменены тепловозами серии ТГМ6А).
Маневровые тепловозы ТГМ6
Период работы: 1972 - наши дни
Разработанный Людиновским тепловозостроительным заводом совместно со специалистами Министерства черной металлургии, этот тепловоз стал базовым промышленным тепловозом комбината.
В настоящее время на путях предприятия можно встретить локомотивы серий ТГМ6А, ТГМ6В, ТГМ6Д. По состоянию на 2003-ий год на НЛМК трудилось 76 машин этой серии.
Магистральные тепловозы ТЭ3
Период работы: 1962 - середина 80-ых
Локомотивы этой серии использовались для вывоза поездов на сеть МПС, развоза грузов по заводу и перевозки агломерата.
Магистральные тепловозы 2ТЭ10М
Период работы: первая половина 80-ых - конец 90-ых (?)
Локомотивы этой серии использовались для вывоза поездов на сеть МПС, развоза грузов по заводу и перевозки агломерата.
Маневровые тепловозы ТЭМ7
Период работы: 1985 - наши дни
В настоящее время это основной локомотив для вывоза поездов на сеть РЖД, развоза грузов по комбинату и тяжелой маневровой работы.
Переход на ТЭМ7 был обусловлен тем, что в условиях промышленного предприятия это более универсальная и экономичная машина, чем использовавшиеся до него ТЭ3 2ТЭ10М. Поэтому и эффективность их использования выше: с одной стороны, сплотки ТЭМ7 отлично справляются с вывозной работой. С другой, это маневровый тепловоз и для него всегда найдется работа на станциях комбината.
По состоянию на 2003-ий год на предприятии числилось 11 локомотивов этой серии.
Интересен еще тот факт, что на НЛМК можно встретить модификацию локомотивов ТЭМ7, исполненную Людиновским тепловозостроительным заводом для американской компании, которая предполагала их использовать в порту Хьюстона. Но тепловозы не прошли в США сертификацию, вернулись в Россию и разошлись по отечественным промышленным предприятиям.
История локомотивного парка УЖДТ НЛМК
Ниже представлена схема, на которой указаны периоды использования и основное назначение серий локомотивов, работавших на путях УЖДТ НЛМК.
Пунктиры в начале и/ или в конце линии означают, что точная дата начала и/ или завершения использования локомотива не известна.
УЖДТ НЛМК: стальная дорога новолипецких металлургов