Смерть всегда пугала и завораживала человека своей неизвестностью. К покойнику относились с уважением, стараясь всячески облегчить его переход из жизни земной в жизнь вечную. Как это было?
«И отправился он в мир иной». Такими словами обычно сопровождают прощание с усопшим. Смерть – это естественный процесс, но не смотря на это, она имеет сильную власть над человеком, вселяя страх. Возможно, страх неведомого, поскольку вернуться обратно ещё никому не удавалось.
Поэтому все народы с уважением относились к данному таинству, сопровождая его всяческими обрядами. При этом имелись определённые отличия в зависимости от национальности и религии.
Тело покойника могли отдавать разным стихиям: земле, огню, воздуху или воде. Умершего хоронили в могиле, в склепе, подвергали кремации или пускали в лодке. Тело могло покоиться естественно или подгибали специальным образом.
Сейчас в большинстве стран отдают предпочтение земле, особенно там, где исповедуют православие. Ибо завещал Господь «Из земли созданы, в землю и вернётесь!».
Христианство не перестраивало старые обряды, а подстраивалось к ним. Поэтому большинство обрядов несут в себе отголоски язычества.
Примечательно, что согласно традиций у некоторых народов не приветствовались слёзы.
К покойнику всегда относились и с уважением и со страхом. Такое же отношение было и ко смерти. Возможно, по этой причине устраивались похоронные ритуалы, чтобы и облегчить переход человека в иной мир и обезопасить себя от гнева или любого контакта с усопшим.
Существовал целый список примет, которые могли предсказать смерть. Наиболее часто встречающиеся – это необыкновенное поведение животных, особенно кошек. На Руси всегда считали, что эти существа имеют связь с потусторонними мирами. Плохим сигналом был чёрный ворон или разбитое зеркало, скрип мебели, вой собаки. Если в стекло ударилась птица или расцвел редко цветущий цветок, то жди несчастья.
Душа взрослого покойника и ребёнка имела свои отличия. Умерших детей считали ангелами.
Если углубиться в фольклор, то можно найти подтверждения тому, что смерть воспринималась как враг. Её называли «душегубкой», «злодейкой», которая приходит в положенный срок и делает своё дело, не обращая внимания на просьбы и мольбы близких.
Мёртвый воспринимался, как навсегда уснувший человек, его не принято было тревожить. И глаза у усопшего должны были быть закрыты. Если же это было не так, то к покойнику относились с опаской, говорили: «Сморит — кого-то насмотрит». Под этим выражением имели ввиду, что умерший не хочет отправляться в мир иной сам, а ищет себе попутчика, животное или человека. Поэтому для верности ему прикрывали веки пятакам. С этими же монетами он отправлялся и в гроб. Деньги можно было расценивать и как своего рода откуп от смерти.
Так же поступали, если покойника не могли долго найти в реке или другом водоёме, бросали в воду монету и просили вернуть утонувшего.
Примечательно, что наши предки проводили традиционный ритуал дольше, чем мы. И начинать его стоило уже тогда, когда появлялись первые признаки приближения смерти. В современном обществе сам процесс погребения утерял своё первоначальное значение и упростился.
Смерть неизбежна, рано или поздно она постигнет любого человека, поэтому к ней необходимо готовится. В 19 веке считалось обыкновенным, если человек сам делал себе гроб. Его хранили на чердаке, наполнив злаками. А когда наступал момент использовать гроб по назначению, содержимое отдавали птицам.
Одежда тоже была сложена заранее. Такой пакет в народе называли «узелок». Существовала даже специальная технология пошива без пуговиц и узлов, чтобы ничего не сдерживало на этом свете усопшего.
Умершего необходимо было омыть. Для этого приглашали специально подготовленных людей, причём того же пола, что и покойный. Предпочтение отдавали чужим, чтобы те не «жгли слезой».
В этот момент над телом читаются молитвы, чтобы очистить и душу. Это был первый этап прощания с земной жизнью и встреча с вечностью.
Вода после омовения считалась «мёртвой» и её необходимо было вылить в угол двора, куда не ходили люди. Так же поступали и с водой, которую использовали для мытью посуды после поминок.
Умерший должен был предстать перед Богом с чистой душой и телом.
Важно, что покойника не принято было хоронить в чужой одежде, иначе он мог невольно захватить с собой того, в чьём наряде лёг в гроб. На Руси людей хоронили в светлых одеждах. Сейчас мужчин облачают в строгий костюм, а женщин в светлое платье, но можно надеть тот наряд, который больше всего любил усопший, чтобы ему было «удобно».
Если же парень или девушка ещё никогда не состояли в браке, то их хоронили в свадебном одеянии.
Тело должно было покоиться на столе в центре комнаты, занимая почётное место. И чтобы к нему было удобно подойти для процедуры прощания. Под голову помещали небольшую подушку, на лбу «венчик». Глаза и рот закрывали, при необходимости подвязывали. Умершему надевали нательный крестик, руки складывали на груди. Обязательно, чтобы правая была сверху. Чтобы они держались, их связывали путами, но перед тем, как опустить в могилу освобождали. Непременно на грудь клали икону Богородицы для женщин и Спасителя для мужчин.
Пока покойник находился в доме, у его изголовья горела свеча или лампада.
Родные сидели возле усопшего всю ночь и провожали его, вспоминая всю мирскую жизнь. Помещение окуривали ладаном, мусор не выносили. Труп было принято брать исключительно в рукавицах.
После похорон возле иконы ставили стакан воды, прикрытый куском хлеба. А во время поминок вместо воды наливали водку. Это делали для того, чтобы прилетала душа, а она, согласно верованиям, могла находиться в доме ещё полтора месяца.
Выносить покойника разрешалось до того момента, пока садится солнце, время оговаривали со священником, который должен был проводить отпевание. Выносили ногами вперёд, чтобы умерший не возвращался и никого не забирал с собой.
В русском обществе считалось, что если родственники не плакали над телом, то они недостаточно любили ушедшего. Поэтому нанимали профессиональных «плакальщиц». В то же время мать не должна была лить слёзы на могиле ребёнка, это могло потревожить его душу. Православная церковь не поощряет громкие вопли, она учит тому, что смерть – это переход в иное состояние.
Первый встречный на пути похоронной процессии получал кусок хлеба и должен был помолиться о душе покойного.
Священник произносил прощальную молитву, а родственники могли поцеловать умершего последний раз. В могилу кидали горсть земли, а вместе с ней и монеты. Это делалось для того, чтобы умерший мог заплатить переправщику и переплыть в мир мёртвых.
Траур соблюдался целый год. Родственники посещали церковь и кладбище, молились и носили траур. И делали всё, для того, чтобы умершему человеку было хорошо в ином мире.