Голоса пуристов срываются на визг при виде «некошерного» свапа (Кхе-LS-кхе-кхе). Для этих ребят священны каноны страны-прародителя этого вида спорта.
В профессиональной среде проще относятся к неродным двигателям, переделкам подвески, коробки и вообще всему. Жесткая конкуренция заставляет крутиться кто как может.
Короче, знакомьтесь — Джейрон Оливекрона, один из пилотов D1NZ, и его свежепостроенный V12. Ах, да, к нему еще прикручена Silvia S14.
Увлечение автоспортом началось с отца Джейрона, Кестера. Кестер вроде местной легенды, как из-за быстрой Mazda RX-7, так и за свои нвыки работы с железяками
.
Сосредоточенное выцеливание в апексы на кольцевом KP Starlet продлилось недолго — в Новой Зеландии начал развиваться дрифт. Дым от покрышек и кричащие вестгейты стали ориентирами, того, куда Джейрон хотел двигаться. Так появилась его Сильвия.
SR20DET почти сразу заменили на более подходящий заездам в D1NZ RB26DETT.
Из него выжали около 911 лошадиных сил, но после трех или четырех сезонов стали задумываться о «чем-то другом».
Решение было найдено в удвоении количества цилиндров. Но какой-нибудь замороченный европейский мотор не подходил. Типичный «американец» — тоже. Под капотом все должно было остаться японским. Так в Сливе появился 12 цилиндровый, 60-градусный V-образник на 5 литров. И это…
…тойотовский 1GZ-FE!
1GZ-FE, во всех смыслах — мотор для такси. Для плавной, легкой езды в какой-нибудь Toyota Century. Да? Верно, только если за дело не берется местный мастер, которому не привыкать творить из мирского эпическое.
Такой, как Нельсон Хартли из Hartley Engines & Motorsport.
Просьба Джейрона пришпорить ленивый старый 1GZ совпала с желанием Нельсона разработать двигатель под мелкосерийное производство. Скажем, для ограниченной серии суперкаров. Так что перед Нельсоном был идеальный полигон для экспериментов в виде дрифт-чемпионата Киви.
Процесс в Hartley Motorsport начинается с тщательного реверс-инжиниринга. Анализ, CAD-моделирование — вот это вот все.
Нельсон признает, что у стокового V12 тойоты не такие уж радужные перспективы с точки зрения производительности. Компактность и малый вес — плюс, но головки и конструкция ГРМ представляют собой особую проблему. Слава богу, технологии компюьтерного моделирования уберегают нас от экспериментов на практике и жертв в виде дорогих железок.
Все, что скрывается под этими крышками теперь — спроектировано с нуля и изготовлено Хартли. Он особо не распростроняется о своих ноу-хау, говорит только что «двигателю теперь куда легче дышится». Ну а мы и не догадывались, да?
Кастом продолжается и по «низу» блока. Из очевидно понятного — сухой картер.
Нет лучшего способа взбодрить атмосферный мотр, чем дросселя. На этом 1GZ теперь — 12 кастомных элементов производства Хартли.
Впускной коллектор — инженерный подвиг, собранный в обычном гараже. Выпуск — из нержавеющей стали, с фирменным ревом из конечного мегафона.
Конечным результатом является нечто под названием Hartley V12. Это не легкий тюнинг мотора Toyota. А его вид и голос ближе к Формуле-1 70-х годов, чем к современной машине GT3. Тон гортанный и хриплый, но, прежде всего, — уникальный.
Мотор настроен с помощью Link Thunder ECU. Нельсон подчеркнул, что график сделали именно такой, какой требовалось. Огромный крутящий момент, остечка в районе 10 000 об/мин, отзывчивость на педаль газа. Этого более чем достаточно, чтобы аккуратно испечь пару липких 265-ых или сжечь их в лоскуты в любом диапазоне оборотв, который вы можете назвать. Миссия выполнена.
И повторюсь, — большая часть изменений и кастомных деталей произведена в семейном гараже Оливекрона. И под гаражом я подразумеваю обычный гараж, а не частный автосервис.
Большая часть обвеса — самодельная. Самые глазастые уже заметили переднюю часть от Origin Labo, но все остальное — кастом.
Все, что за задними стойками — монолитный стеклопластиковый элемент. Глубокие вентиляционные отверстия призваны отводить дым от колес. Джейрон говорит, что они довольно эффективно берегут кабину от задымления. Полезно, когда «стучишься» в дверь противника при парном дрифте.
Все это великолепие покрыто яркой ливреей руки Эндрю Стюарта, мозга AWS Graphics и еще одного талантливого «киви» в мире автоспорта. Его ливреи украшают гоночные автомобили по всему миру.
Тему тропического леса продолжает птица «huia bird». Для тех, кто не в курсе, — разноклювая гуйя — эндемик Новой Зеландии, считается вымершей в начале 20-го века. Это особенно важно для клана Оливекроны, так как дед Джейрона официально зарегистрирован как последний, кто видел редкую птицу в 1947 году.
Башбары-подрамники-усилители — все самодельное.
Элемент VIP-стиля привносят катки Weds Kranze Bazreia в 18-дюймовом исполнении. На них натянуты полуслики Tri-Ace, позволяющие двигаться вперед, несмотря на попытки двигателя Hartley испарить их.
Внутри — сделанная Оливекронами карбоновая панель, с приборкой-дата логгером и замшевыми ковшами OMP.
Подводя итог, вот суть этой истории. Да, это Сильвия со свапнутым V12. Но это только вершина айсберга. Негласные правила одновременно были отброшены и жестко соблюдались, в результате — машина, которой эта семья, по понятным причинам, гордится.
Устройтесь поудобнее, прибавьте звука и побалуйте свои уши звуком Hartley V12. Клип любезно предоставлен Matla Media, еще одним из преданных партнеров команды Olivecrona:
Материал о еще одном интересном свапе из Новой Зеландии здесь.
***
Нажмите «мне нравится», если хотите видеть больше подобных статей.
И не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые материалы. В Дзене, Вконтакте или Телеграме.
Перевод материала Richard Opie для Speedhunters