Найти тему
Все для бухгалтера

Упрощенный бухучет

В прошлой статье я упомянул об упрощенном бухучете, который имеют право применять малые предприятия. Я очень кратко описал его и сегодня хотел бы остановиться на этой теме более подробно. Итак, если вы являетесь малым предприятием, то вы имеете право:

  • Руководитель вашей компании может сам вести бухучет, издав об этом приказ, т.е. необязательно нанимать штатного бухгалтера. Впрочем, все будет зависеть от квалификации руководителя.
  • Вы можете использовать сокращенный план счетов. В частности, вам разрешено учитывать все затраты на производство и реализацию на счете 20 "Основное производство" и не вести других затратных счетов (26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и т.д.).
  • Вы можете учитывать основные средства в упрощенном порядке. В этом случае первоначальная стоимость ОС определяется: при покупке - по цене поставщика и затрат на монтаж; при строительстве - в сумме, уплачиваемой подрядчику.
  • Все остальные затраты, связанные с приобретением ОС, можете включать в расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они были понесены. Это позволит законно снизить налог на прибыль (при ОСНО)
  • Амортизацию можно начислять: по любым ОС - один раз в год 31 декабря, или, например, раз в полгода, либо раз в квартал; по производственному и хозяйственному инвентарю - единовременно в полной сумме при принятии этих объектов к учету.
  • Вы можете учитывать МПЗ в упрощенном порядке. Тогда приобретенные МПЗ можно принимать к учету по цене поставщика. А все остальные расходы, связанные с приобретением МПЗ (в том числе ТЗР), включать в расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они были понесены.
  • МПЗ можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в момент покупки в следующих случаях: если МПЗ предназначены для управленческих нужд (например, канцтовары); если ваша организация является микропредприятием; если остатки МПЗ у вас несущественны.
  • Можно не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
  • Затраты, которые нужно учитывать как НМА, например затраты на сайт или программы, на которые есть исключительное право, можно сразу списывать в расходы по обычным видам деятельности.
  • Даже если вы платите налог на прибыль, вы можете не применять ПБУ 18/02 и не учитывать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства.
  • Вы можете не применять ПБУ 8/2010 (Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы), а значит, не создавать резерв на оплату отпусков.
  • Вы можете не применять ПБУ 2/2008 (Учет договоров строительного подряда), ПБУ 11/2008 (Информация о связанных сторонах), ПБУ 16/02 (Информация по прекращаемой деятельности), ПБУ 12/2010 (Информация по сегментам).
  • Вы можете исправлять любые ошибки в бухучете, выявленные после утверждения отчетности за год, в котором допущена ошибка, как несущественные.
  • Вы можете учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестактивов, как прочие расходы.

Важно понимать, что данные правила применимы только для бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Для расчета налогов и сборов необходимо пользоваться правилами установленными налоговым законодательством.