Найти тему

Штраф за отсутствие договора на вывоз мусора

Оглавление

Еще в феврале текущего года Минстрой РФ опубликовал законопроект о введении в КоАП штрафов за отказ или уклонение от заключения договора на вывоз мусора (ТКО).

Для граждан штраф составит от двух тысяч до пяти тысяч. На должностных лиц - от тридцати до сорока тысяч. На юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

Об этом законопроекте я рассказывал в феврале (За отсутствие договора на вывоз мусора собираются штрафовать).

Теперь и МинЖКХ планирует внести в КоАП ответственность за отказ жителей заключать договор на вывоз отходов.

На Ставрополье ведь раньше всех в стране началась мусорная реформа. Вся Россия только к 1 января 2019 года должна перейти на новые правила обращения с отходами.

Вот вчера в краевой думе и состоялось совещание по вопросам мусорной реформы с участием заместителя председателя Государственной думы РФ Ольги Тимофеевой и зампреда комитета Госдумы РФ по природным ресурсам Михаила Кузьмина.

"Сейчас в законодательстве отсутствует административная ответственность за невыполнение обязанностей по заключению договора по обращению с ТКО с региональным оператором. Мы планируем внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения о введении административной ответственности за такие действия, – рассказал Марченко (Министр ЖКХ края).
Также готовятся изменения в Закон Ставропольского края об административных правонарушениях.

То есть речь уже идет как минимум о трех законопроектах, предлагающих ввести штрафы за отказ от заключения договора на вывоз мусора.

Не удивлюсь, если к концу года в Государственной думе будет с десяток подобных законопроектов, а в каждом регионе страны будет по своему штрафу за это нарушение.

Я правда не вижу смысла один и тот же штраф вводить одновременно в КоАП России и в региональный КоАП. Штрафовать в этом случае всё равно будут по одному из законов - по КоАП РФ.

Впрочем, депутатам виднее.

Сомнений в том, что к концу года такой штраф появится, у меня практически нет.

Мне только кажется, что эти штрафы проблему не решат.

По словам министра ЖКХ, договоры на вывоз мусора заключили только 57% граждан. Это, наверное, средняя температура по больнице.

В отдельных районах этот процент гораздо меньше:

"Сейчас в Изобильненском районе договора заключили 35% граждан, а в Труновском – около 14%"
По информации newstracker.ru (орфография сохранена)

То есть половина, а местами даже больше 80% жителей могут попасть под эти штрафы.

Реально ли оштрафовать 80% населения? Ну, хотя бы половину жителей реально оштрафовать?

Затея мне кажется сомнительной. Нельзя оштрафовать половину населения края.

И самое главное, за что они собираются штрафовать?

За неподписанную бумажку?

С 1 января 2018 года все жители на территории обслуживания регионального оператора уже заключили договор на вывоз ТКО. И при этом не имеет никакого значения, подписали они что-то или не подписали.

В Гражданском кодексе есть статья 426 "Публичный договор".

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Напомню, цена услуги по вывозу ТКО определяется тарифной комиссией; региональный оператор обязан на единых для всех условиях заключить договор с каждым (каждый обязан заключить договор с региональным оператором).

Согласитесь, очень похоже на публичный договор. Прям, один в один.

А в какой момент этот публичный договор считается заключенным?

Это я еще с первого курса помню:

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.

В ряде случаев закон прямо указывает, что публичный договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к сети энергоснабжения (статья 540 ГК РФ), тепловой энергии, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой (статья 548 ГК РФ).

Таким образом все граждане фактически уже заключили договоры с региональным оператором с того момента, когда он начал оказывать услуги.

При этом никто не скажет, что пользовался в этот момент услугами другого регионального оператора, потому что оператор один-единственный.

С юридическими лицами и предпринимателями немного сложнее, но там и проблема заключения договоров, судя по публикациям в прессе, отсутствует.

А чего же тогда они с этими договорами...?

Мы в каком веке живем? Правильно, в информационном веке.

Региональному оператору макулатура в виде бумажных договоров вряд ли необходима, ему информация нужна: сколько собственников, сколько жителей, где они живут, сколько мусора и откуда вывозить, кому и в каком размере направлять платежки?

По многоквартирным домам такую информацию должны предоставлять управляющие организации. Тут вообще никакого смысла в бумажных договорах с собственниками и жильцами квартир нет.

Если не ошибаюсь, для управляющих компаний за непредоставление такой информации даже штрафы установлены.

Особенно остро проблема с получением информации о жителях возникает в отношении частного сектора: дома и дачи.

Потому в частном секторе гораздо меньше процент "заключивших" договоры на вывоз ТКО. Там жители годами за вывоз мусора не платили и платить не собираются.

Объяснение обычно очень простое "Мы весь мусор сжигаем". К слову, за сжигание отходов штрафы установлены, и странно, что местные власти за эти чистосердечные признания еще не штрафуют. Впрочем, не об этом речь.

Как региональному оператору получить информацию о жителях частного сектора?

Первый вариант - получить ее у других коммунальщиков.

Если дом жилой, значит в нем есть коммуникации (газ, вода, свет, тепло). Соответственно у кого-нибудь из коммунальщиков есть сведения о количестве жителей в этих домах.

Почему бы этими сведениями не поделиться?

Ссылки на Закон "О персональных данных" в данном случае очень сомнительно выглядят. Региональный оператор - такой же оператор персональных данных, как водоканал, горгаз или рассчетно-кассовый центр.

Вариант второй - содействие местных властей.

Борьба с мусором и забота об экологии это ведь дело общее. Уже который месяц в СМИ твердят, что местные власти содействуют в проведении мусорной реформы. Вот, пусть посодействую.

В местных администрациях тоже имеется информация о жителях. Иногда эта информация даже актуальнее, чем у коммунальщиков.

У них же сведения о предпринимателях и юридических лицах, осуществляющих деятельность в соответствующем населенном пункте.

Разъяснительная беседа с населением это хорошо, объявления на подъездах и заборах тоже неплохо (хотя в этом случае жалко леса и дворников), но можно бы и сведениями поделиться с региональным оператором.

Вариант третий - паспортный стол.

Они то к МВД относятся, то к Миграционной службе, то еще к чему-то. Я по-старинке.

В паспортном столе вообще вся информация о жителях региона. Зарегистрированные постоянно, временно, не зарегистрированные вовсе - все жители на виду, а главное в базе МВД находятся. Передавать сведения из одной базы в другую должно быть удобно.

Конечно, МВД вряд ли согласиться делиться информацией с какими-то региональными операторами. Для МВД эта ваша экология параллельна, у них свой мусор.

Тут просто фантазирую. Вдруг кто из депутатов прочитает...

Есть у нас система ГИС ЖКХ. Хотя это скорей ГИС МКД, потому что содержит информацию по многоквартирным домам. Но это не какая-нибудь частная лавочка, а вполне себе федеральный ресурс, на котором собирается информация по объектам и услугам в сфере ЖКХ.

Почему бы эту ГИС МКД не превратить в настоящую ГИС ЖКХ и не включить туда информацию о частном секторе.

Ее можно сделать площадкой для обмена сведениями о жителях. Сведения в такую систему смогли бы предоставлять все коммунальщики и местные власти. Да и МВД, думаю, не стыдно было бы актуальные сведения в такую систему публиковать.

По предпринимателям информация есть у налоговой службы и Пенсионного фонда.

Мне кажется правильнее было бы наладить обмен информацией и получение актуальных сведений о жителях, чем штрафовать половину населения. Это и самим жителям удобнее должно быть.

В общем штраф за отсутствие договора на вывоз ТКО, судя по всему, появится до конца этого года.

Хотя, на мой взгляд, разумнее было бы наказывать за не предоставление информации.

Само по себе заключение или не заключение договора, подписание или не подписание бумажки погоды не делают. Проблема в недостатке информации, актуальных сведений.

Могу ошибаться, ведь за мусорной реформой наблюдаю хоть и давно, но всё же со стороны.

Будем посмотреть. Продолжение следует...

Другие мои заметки можете прочитать на канале и на сайте.
Приятно получать "палец вверх", если статья Вам нравится.
Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках.