При Петре I простолюдин Александр Меншиков стал ближайшим сподвижником императора и фактически вторым лицом в государстве. После смерти Петра, в правление его супруги Екатерины I, Меншиков достиг ещё больших высот: он по сути единолично управлял страной, пока императрица веселилась на балах. Но вскоре судьба фаворита резко переменилась: его лишили все званий и сослали в Сибирь. История Меншикова — это не только история везения, стремительного подъёма и лихого казнокрадства, но и история невероятно красивого падения. В ссылке, в бедности и опале Меншикову удалось сохранить мужество и достоинство истинного дворянина.
Как простолюдин, торговавший пирожками на улице, вошёл в свиту царя
Александр Данилович Меншиков родился в 1673 году. О его происхождении нет сведений, которые можно было бы назвать достоверными. Однако современники считали, что Меншиков был простолюдином, и с этим склонны соглашаться многие исследователи. Так, по версии историка Николая Костомарова Меншиков, будучи 12-летним мальчишкой и торгуя пирожками на улицах Москвы, благодаря своей бойкости и остроумию приглянулся царскому советнику Францу Лефорту. Побеседовав с юношей и утвердившись в своей симпатии, Лефорт позвал его к себе в лакеи.
Впрочем, есть у этой версии и противники. Например, Александр Сергеевич Пушкин настаивал, что Меншиков происходил из белорусских дворян. Слухи о торговле пирожками поэт называл "шуткой бояр, принятой историками за истину".
Как бы то ли было, в 14 лет Меншиков стал прислуживать уже царю Петру I. Видимо, государь быстро подружился со своим юным денщиком: в 1697 году Меншиков был включён в состав Великого посольства Петра в Западную Европу. При этом имя Меншикова стояло первым в списке волонтёров, желающих во время поездки обучиться кораблестроению. Возглавлял группу волонтёров, как известно, сам царь под именем Петра Михайлова. Историк Николай Павленко писал об участии Меншикова в Великом посольстве:
"Вместе с Петром он работал на верфи Ост-Индской компании в Голландии, одновременно с ним получил от корабельного мастера аттестат, удостоверявший, что он овладел специальностью плотника-кораблестроителя. Из Голландии Пётр отправился в Англию для обучения инженерному искусству кораблестроения. Его и здесь сопровождал неразлучный друг Алексашка. Вместе с царём он [...] присутствовал на торжественных приёмах, осматривал достопримечательности столиц западноевропейских стран — арсеналы, монетные дворы, кунсткамеры, промышленные предприятия, учебные заведения. Как и Пётр, он жадно впитывал увиденное, с поразительной лёгкостью усваивал азы артиллерийского дела, фортификации, кораблестроения".
В дальнейшем Меншиков также сопровождал Петра повсюду: на войне, в поездках, в любовных похождениях и на пирах.
В 1702 году Меншиков уже был поручиком Преображенского полка и занимал должность гофмейстера царевича Алексея. А после того, как Меншиков отличился при осаде шведской крепости Нотебург, Пётр доверил ему управление этой крепостью (перешедшей к России и переименованной в Шлиссельбург).
С управлением крепостью Меншиков справлялся неплохо. Его распоряжения и письма показывают, что он старался во всём вникать в детали: и в обороне города, и в строительстве верфи, и в хозяйственных делах. При этом он продолжал участвовать в военных походах. Судя по всему, своей энергичностью и любопытством Меншиков был похож на Петра I. Вероятно, именно поэтому государь проникся к нему такой симпатией. Такие тёплые письма, как Меншикову, Пётр I не писал, пожалуй, никому. Почти в каждом послании обычно немногословный Пётр говорил, как тоскует по другу и как ждёт встречи с ним.
Стремительный взлёт
Близость Меншикова к царю заставила даже знатных господ "подмазываться" ко вчерашнему простолюдину. В благодарность за мелкие услуги или просто в знак расположения его стали одаривать деньгами и дорогими подарками — так что состояние его с годами всё больше увеличивалось.
Одновременно развивалась и его карьера: в 1703 году Меншиков стал генерал-губернатором только что построенного Санкт-Петербурга, в 1704 году получил чин генерал-поручика, а в 1705 году был произведён в генералы от кавалерии. В 1707 году царь пожаловал Меншикову титул светлейшего князя Российской империи. А до этого по ходатайству Петра I Меншиков получил от римского императора Леопольда I титул князя Священной Римской империи. Продолжались успехи Меншикова на военном поприще. В 1708 году войска под предводительством Меншикова взяли приступом город Батурин — резиденцию мятежного малороссийского гетмана Ивана Мазепы. В 1709 году Меншиков сыграл важную роль в Полтавской битве, за что был удостоен чина генерал-фельдмаршала. Военная карьера фаворита закончилась в 1714 году, когда он полностью посвятил себя государственным делам.
Вместе с чинами и заслугами росло и число злоупотреблений со стороны Меншикова. Его неоднократно уличали в присвоении казённых денег, вымогательстве и получении взяток. Пётр страшно бранился на фаворита и даже периодически поколачивал его — однако в итоге всё равно прощал. В оправдание такого отношения к сподвижнику государь говорил:
"Где дело идёт о жизни или чести человека, то правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления его, так и заслуги, оказанные им отечеству и государю, а он мне и впредь нужен".
Однако в 1715 году терпение царя лопнуло, и против Меншикова всё же завели дело о казнокрадстве. Оно длилось несколько лет, и на обвиняемого наложили большое взыскание за украденные деньги.
Помогло Меншикову то, что в 1716 году достиг апогея конфликт между Петром и его сыном Алексеем: последний бежал за границу. Потрясённый предательством сына, Пётр снова сблизился с Меншиковым, в котором видел единственного по-настоящему преданного ему человека. Известна фраза Петра о Меншикове: "Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная".
Так что восхождение Меншикова по карьерной лестнице продолжилось: в 1719 году он стал первым президентом Государственной Военной коллегии, в 1721 году получил звание вице-адмирала. Но помимо формальных чинов и титулов, которые сыпались на фаворита, важно было другое: Меншиков пользовался огромным доверием государя и был его правой рукой. Пётр советовался с ним по многим вопросам, а также часто доверял ему разрабатывать планы действий для претворения в жизнь своих преобразований.
Серый кардинал
После смерти Петра I российской императрицей провозгласили его супругу Екатерину I. Во многом это произошло благодаря Меншикову. Новая правительница, не обученная даже грамоте и не интересовавшаяся государственными делами, была лишь формальной главой страны. На самом деле вся власть принадлежала Верховному тайному совету, лидером которого являлся Меншиков.
В 1727 году императрица скончалась. Однако Меншиков успел подготовиться к этому. Он сумел войти в доверие к новому императору Петру II — сыну мятежного царевича Алексея и внуку Петра I. Чтобы усилить своё влияние на одиннадцатилетнего монарха, Меншиков поселил его в своём доме и назначил ему в наставники графа Андрея Остермана, которого считал своим союзником. Поначалу казалось, что всё идёт хорошо: вскоре после вступления на престол император даже удостоил Меншикова звания генералиссимуса. Кроме того, Меншиков сумел добиться помолвки Петра II и своей дочери Марии.
Падение
Однако у Меншикова было много недоброжелателей, которые мечтали лишить его влияния на юного императора. Среди них был в том числе и Андрей Остерман. Вскоре планы недоброжелателей увелчались успехом — благодаря тому, что летом 1727 года Меншиков сильно заболел и несколько недель не появлялся при дворе. В это время его противники показали Петру II протоколы допросов его отца, царевича Алексея. Из документов император понял, что Меншиков играл огромную роль в суде над его отцом, лично участвовал в допросах, а также подписал рекомендацию казнить Алексея как изменника. Кроме того, новые наставники рассказали Петру II о казнокрадстве и других преступлениях Меншикова.
В итоге под руководством новых приближённых Пётр II отстранил Меншикова от управления государством. В сентябре 1727 года Александра Меншикова обвинили в государственной измене и в расхищении казны.
Не дожидаясь судя, одиннадцатилетний государь лишил Меншикова всего имущества, титулов и наград, а также отправил его и всю его семью (включая дочь Марию — теперь уже бывшую невесту императора) в ссылку в сибирский городок Берёзов. С собой некогда богатой и влиятельной семье было разрешено взять только немного одежды и посуды, а также восемь верных слуг. Жена Меншикова не доехала до места ссылки: в пути она заболела и умерла.
В Берёзове начался последний этап жизни Меншикова. На новом месте он первым делом собственноручно сколотил для себя и близких деревянный дом, а затем и небольшую церквушку — благо, плотничать и работать руками он научился вместе с Петром I. Свою опалу он принял стоически, не пытаясь просить о смягчении участи или о поблажках. Считается, что про себя он однажды сказал: "С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу".
В 1729 году, в возрасте 56 лет, Александр Меншиков скончался от оспы. Похоронили его у алтаря построенной им церквушки.
________________________________
Подписывайтесь на Vir Magnus Вконтакте, Facebook, Одноклассниках или в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи!