Из цикла «Романовы. Взлёт или проклятие династии?»
Второй сын царя Иоанна IV Грозного и царицы Анастасии Романовны царевич Иван Иванович Младший родился 28 марта 1554 года.
Митрополит Московский и всея Руси Афанасий крестил младенца именем Иван в честь Святого Иоанна Лествичника.
С изображением Святого была написана и мерная икона наследника русского престола.
С той поры для каждого новорожденного царевича будут писать мерные иконы.
Счастливый отец, царь Иван Васильевич, быстро составил завещание, с целью закрепить за сыном корону. Опеку над царевичем возложил на князя Владимира Старицкого, который поклялся служить маленькому государю не жалея живота своего. В духовной царь учел интересы опекуна: в случае кончины маленького Ивана именно Старицкий становился наследником трона.
С середины 1560-х годов царевич Иван уже имел свой небольшой двор.
Он был хорошо образован для своего времени, знал Священное писание, Жития святых. А в 1579 году царевич Иван Младший даже собственноручно написал канон Святому Антонию Сийскому, отредактировал и переработал его Житие.
Современники описывают наследника по-разному: одни, как болезненного и покорного сына, другие обозначают его, как активного молодого человека, истинного сына своего отца, участника военных походов, опричных попоек и оргий.
Царевича Ивана даже выдвигали основным кандидатом от православной западнорусской шляхты на польский престол, но при поддержке Турции в итоге победила кандидатура венгра Стефана Батория.
Из "Временника" дьяка Ивана Тимофеева мы знаем, что царевич Иван Младший был женат три раза: "Приближаясь уже к совершенному возрасту, достигнув без трех тридцати лет своей жизни, он по воле отца был уже в третьем браке, и такая частая перемена его жен случалась не потому, что они умирали в зрелом возрасте, но из-за гнева на них их свекра, — они им были пострижены…". Жены: Евдокия Сабурова (в браке 1571—1572 гг.), Параскева Соловая (в браке 1575—1579 гг.), обе пострижены в монастырь из-за бездетности по приказу отца, хотя «сын об этом сокрушался» и Елена Шереметева (1581 г.).
О смерти царевича Ивана Младшего ходит навязчивая легенда, об убийстве его отцом посохом в приступе ярости из-за «неблагочестивого поведения» жены сына.
Живучесть этой легенды обеспечила картина Ильи Репина и ненависть к Ивану Грозному либерального русского историка Николая Карамзина, любившего смаковать эту версию.
А появилась она благодаря иностранцам.
Во-первых, из записи иезуита Антонио Поссевино, прибывшего в Москву лишь после похорон царевича, и будто услышавшего эту нелепицу от некого земляка-переводчика. В своих «Исторических сочинениях о России» он пишет, что царевич заступился за избиваемую отцом жену: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве» и получил посохом по голове.
Во-вторых, француз на русской службе Жак Маржерет сообщал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье».
В-третьих, англичанин Джером Горсей, Англичанин Джером Горсей, бывавший при дворе описывает события иначе. Якобы в результате ссоры отец ударил сына не в висок, а в ухо, и не остриём посоха, а жезлом, после чего царевич впал в нервную лихорадку, от которой и скончался.
Уже русский хронист выдвигает другую версию: «Яко от отца своего ярости прията ему болезнь, от болезни же и смерть…»
А вот какое письмо царь Иван IV Грозный оставил по этому поводу земским боярам: «Которого дни вы от нас поехали (9 ноября), и того дни Иван сын разнемогся и нынече, конечно, болен...»
Выходит царевич прожил ещё одиннадцать дней после якобы ссоры-драки и скончался явно от болезни.
Пискаревский летописец: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день: преставление Царевича Ивана Ивановича». Московский летописец под 7090 годом сообщает: «Преставися Царевич Иван Иванович» . Новгородская четвертая летопись: «Того же году преставися Царевич Иван Иванович на утрени в слободе…». Морозовская летопись: «Не стало Царевича Ивана Ивановича».
Про убийство ни слова, ни намёка. Так было оно или нет? Экспертиза останков говорит об отравлении царевича, да и самого царя.
В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были исследованы четыре гробницы: царя Ивана Грозного, царевича Ивана Младшего, царя Фёдора Ивановича и воеводы Скопина-Шуйского. Оказалось, что содержание мышьяка во всех четырёх скелетах повышенно одинаково, но в костях царя Ивана IV и якобы убитого царевича Ивана обнаружено наличие ртути, превышающее норму в 32 раза! Получается, что отец, и сын были отравлены сулемой (хлоридом ртути), смертельная доза которой не превышает 0,18 г!
Главный археолог Кремля, доктор исторических наук Т. Д. Панова запишет тогда: «… с чем связано такое повышенное содержание (мягко говоря) ртути, мышьяка, да и свинца — остается только гадать».
Череп, найденный при вскрытии захоронения царевича Ивана Ивановича, был в очень плохом состоянии из-за распада костной ткани, как, впрочем, и у его отравленной матери - царицы Анастасии.
Критики этой версии утверждают, что повышенное содержание ртути явилось следствием лечения сифилиса, но никаких сифилитических изменений в останках царя и царевича экспертами не обнаружено .
При исследованиях в 1990-х годах кремлёвских захоронений было подтверждено отравление тем же хлоридом ртути матери Ивана Грозного - Елены Глинской, его первой жены - Анастасии Романовой. Выходит, что на протяжении всей жизни Ивана Грозного царскую семью систематически травили. Вероятнее всего именно от яда и умер царевич Иван Иванович Младший Рюрикович-Романов.
Продолжение следует... Автор Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Романовы. Взлёт или проклятие династии?»:
Фотоматериал использован из фотоархива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!