Из цикла «Романовы. Взлёт или проклятие династии?»
По дороге во Владимире, когда в октябре 1552 года царь Иван IV возвращался из победоносного казанского похода, настигла его радостная весть: «родился у великие царици Анастасии царевич князь Дмитрей. С тем сеунчем гонял встречю царю и великому князю Василей Юрьевич Малой Трахиниот», сообщает нам «Краткий летописец». Это раннее сообщение о рождении первого русского царевича Дмитрия Старшего (Рюриковича-Романова).
День рождения царевича наиболее вероятно выпал на 19 октября - день святого Уара. Имя редкое, не входившее в круг княжеских фамильных имен. Но исследователи княжеской антропонимики А. Ф Литвина и Ф. Б. Успенский выдвинули предположение, что именно такого было прямое имя царевича. Эту версию они основывают на росписи с изображением сцен из истории святого Уара, Клеопатры и Иоанна, расположенной над погребением царевича. А ещё на том, что в середине XVI века у северной апсиды Архангельского собора пристроили придел святого Уара, что в те времена означало четкую связь усопшего со святым.
Официально царевича нарекли Дмитрием. «Со всей очевидностью царевич, первенец Грозного, был назван „въ прародителя своего имя великого князя Дмитрея Ивановича Донского“»,- сообщается в одном из списков Софийской летописи.
Вскоре после рождения и возвращения отца-царя в Москву, архиепископ Ростовский Никандр крестил мальчика в Троице-Сергиевой Лавре в честь небесного покровителя святого Дмитрия Солунского, празднование памяти которого отмечается 26 октября. А через тридцать лет в честь этого же святого окрестят и другого царевича, более известного в истории младшего брата и прямого тёзки - убиенного Дмитрия Углицкого.
С судьбой младенца вскоре произойдёт удивительное событие - он чуть не станет царём!
В 1552 году поражённый «тяжким огненным недугом» царь Иван со смертного одра потребовал от бояр присягнуть своему сыну-наследнику Дмитрию. Присягу членов Думы назначили на 12 марта 1553 года. Но многие бояре, не пожелали «царя в пелёнцах», а захотели видеть следующим царём двоюродного брата Ивана IV - князя Владимира Андреевича Старицкого. Произошел раскол в окружении царя.
Как пишет Б. Н. Флоря, официальный биограф Ивана Грозного: «Принесение присяги кругом наиболее близких советников царя — членов „ближней думы“ — бояр и думных дворян — Алексея Адашева и Игнатия Вешнякова прошло без каких-либо трудностей… Среди „ближних бояр“, первыми присягавших на верность наследнику, Захарьины и их родственники преобладали (боярин Иван Васильевич Шереметев принадлежал к тому же роду, что и Захарьины, а боярин Михаил Яковлевич Морозов и Василий Михайлович Юрьев были женаты на родных сестрах), поэтому на этом первом этапе присяга и прошла без затруднений. Таким образом, перспектива сосредоточения власти в руках Захарьиных (читай Романовых, получивших это прозвание позже - прим. автора) в случае смерти царя представлялась вполне реальной…
А на следующий день попытались привести к присяге остальных членов Боярской думы и «бысть меж бояр брань велия и крик и шум велик, и слова многие бранныя. Очевидно, что при этом проявилось скрытое соперничество группировок знати, и в частности недовольство чрезмерным возвышением Захарьиных, родственников царицы Анастасии». Присягать отказались Дмитрий Иванович Телепнев-Оболенский, Семён Васильевич Ростовский, Иван Михайлович Шуйский; а присягнул Дмитрий Фёдорович Щереда Палецкий, Владимир Иванович Воротынский, Лев Андреевич Салтыков и другие.
Долго «лаялись» думские бояре, но «в конце концов, после резких споров в присутствии больного государя, бояре принесли присягу его наследнику». Заставили присягнуть и претендента на престол - князя Владимира Старицкого. Но его мать княгиня Ефросинья Андреевна Старицкая «много речей бранных говорила» и возражала «что то, де, за целование, коли невольное». Она отказалась приложить к «целовальной грамоте» печать своего сына, таким образом не признавая наследника Дмитрия.
Флоря отмечает: «нет никаких сомнений в том, что происшедшие события оказали сильное влияние на молодого монарха, коль скоро он нашел нужным внести их подробное описание в официальную историю своего царствования… Первой реакцией Ивана IV на происшедшее стало желание на время удалиться подальше от своего пропитанного интригами окружения. Именно поэтому царь так упорно настаивал на своем намерении отправиться сразу по выздоровлении на богомолье в Кириллов монастырь».
По пути на богомолье младенец Дмитрий и погиб: «В тот же год в месяце июне не стало царевича Дмитрия в объезде Кирилловском, умер назад едучи к Москве».
«Московский летописец» так описывает произошедшее: «Царь выехал с семьей — ещё не оправившейся после родов Анастасией и Дмитрием, которому было не более семи месяцев… Богомольцы тронулись из Москвы в мае 1553 года».
Потом князь Андрей Курбский в своей «Истории о великом князе Московском» напишет, что когда Иван с семьёй остановился в Троице-Сергиевом монастыре, проживавший в нём Максим Грек (Этнический грек, религиозный публицист, писатель и переводчик) советовал ему не «ехать в такой дальний путь с женой и новорождённым отроком». Но царь не послушал монаха.
Государев «поезд» тронулся в Дмитров, из него в Николо-Пешношский монастырь. Далее по рекам Яхроме и Дубне, посещая обители, царь на кораблях вышел в Волгу, и, помолившись в Макарьево-Калязинском монастыре, зашёл в Углич, а далее по реке Шексне поднялся к Кирилло-Белозерскому монастырю. Здесь уставшая от путешествия царица Анастасия осталась отдыхать, а царь отправился в Ферапонтов монастырь. По возвращении из Ферапонтова, вскоре все на кораблях поплыли обратно по Шексне в Волгу. На одной из стоянок по дороге и произошла трагедия.
«Краткое известие о Московии в начале XVII века» голландского дипломата и купца Исаака Масса описывает происшедшее просто фантастически: «В то время крымские татары с великою силою внезапно вторглись в страну, чиня повсюду великое разорение, так что даже жители Москвы обратились в бегство вместе с великим князем, который бежал со всеми своими сокровищами и двором на Белоозеро (Bielaozera) — место, защищенное самою природою, посреди большого озера и весьма хорошо укрепленное. Однажды великий князь отправился осматривать лагерь московитов, разбитый вокруг озера, за ним в другой лодке следовала княгиня с ребёнком, и, когда лодки поравнялись, он попросил у неё Димитрия, чтобы поиграть с ним, и когда передавали ребёнка, то он внезапно выскользнул из её рук, упал в воду между обеими лодками и тотчас пошел ко дну, как камень, и его не могли даже найти. Так скончался первый их сын, о котором была великая печаль во всем государстве».
По наиболее распространенному преданию, на реке Шексне, при спуске с корабля на мостки кормилица передавала царевича на руки боярам Даниле Романовичу и Василию Михайловичу Захарьину-Юрьеву (впоследствии всех их будут величать Романовыми), сходни зашатались и все упали в реку. Взрослые спаслись, а ребёнок захлебнулся.
По другой версии царевич Дмитрий банально заболел и умер в дороге.
Либерал-оппонент царя, князь Курбский, злорадствовал: «И не доезжая до Кириллова монастыря, когда ещё плыли по реке Шексне, сын Иоанна, по пророчеству святого Максима, умер. Вот первая „радость“ по молитвам епископа Вассиана Топоркова! Вот получение мзды за обеты, не по разуму данные и не богоугодные! Приехал Иоанн в Кириллов монастырь в печали и тоске и затем возвратился с пустыми руками в большой скорби в Москву».
Первого русского царевича Дмитрия Ивановича Старшего (Рюриковича-Романова) похоронили в московском Архангельском соборе, в одной могиле с дедом - Великим князем Василием III: «и положили его в Архангеле, в ногах у великого князя Василья Ивановича». «В том же гробе положен царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии сын царевич Дмитрий преставися в лето 7062 июня в 6 день», погребенного на солее храма близ диаконника, а внутри диаконника у самой стены Иван IV, во время болезни, распорядился приготовить себе гробницу.
Убили ли брата Дмитрия - царевича Ивана Ивановича, или он умер по болезни, мы расскажем в продолжении повествования.
Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Романовы. Взлёт или проклятие династии?»:
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!