Московский боярин Фёдор Никитич Романов (1554 – 1633 гг.) во времена царствования Бориса Годунова считался основным наследником русского престола, так как был двоюродным братом царя Фёдора Иоанновича, сына Иоанна IV Грозного от первой жены - царицы Анастасии Романовой. Поэтому уже больной Годунов, спасая царское наследие для сына, расправился с Фёдором Романовым.
Поводом для опалы послужило донесение помещика Бартенева, служившего казначеем у боярина Александра Никитича Романова, о том, что его господин хранит дома волшебные коренья, с помощью которых намерен отравить всю семью царя Бориса.
На созванную Боярскую думу принесли на носилках Годунова, и он потребовал ареста всех Никитичей (Романовых) и их родни. В ночь на 26 октября 1600 года несколько сотен стрельцов окружили усадьбу Романовых и взяли её штурмом, перебив сопротивляющихся, сожгли палаты. Сбежать удалось немногим, среди них был и член романовской боярской свиты Юрий Отрепьев, будущий русский царь Лжедмитрий I.
Полонённого Фёдора Романова сослали в Антониево-Сийский монастырь Холмогорского уезда, в 165 верстах от Архангельска. Обитель стояла на небольшом острове озера Большое Михайлово, среди лесов и болот, но её всё равно закрыли для посещения богомольцев. Там Фёдора Никитича постригли в монахи под именем Филарет, в 46 лет от роду. Поселили его в отдельную небольшую келью, среди погребов под церковью Благовещения Богородицы, с соседом, который должен был доносить о всех поступках и помыслах узника. Однако, проводя время в честном монашеском труде Филарет заслужил уважение монахов и, несмотря на строгий надзор пристава Богдана Воейкова, сумел наладить редкую связь с волей, получая информацию о жене и о сыне Михаиле – будущем первом царе из рода Романовых.
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Когда совершилось посвящение Филарета Никитича на Ростовскую митрополию, с точностью неизвестно, но без сомнения, до мая 1606 г., когда Лжедимитрия не стало.».
И вот же загогулина истории! Бывший романовский слуга Юрий Отрепьев, он же монах-расстрига Григорий, восходит на престол русский под именем царя Дмитрия Иоанновича! А чтобы его признали законным сыном царя Иоанна Грозного, разумеется, первым делом возвращает из ссылки якобы свою мать – вдовую царицу Марию Нагую и псевдо родню – Романовых. А те и рады стараться – признали родственника! Высокий политик!
Взамен Филарет Никитич назначен епископом Ростовским и Ярославским с присвоением сана митрополита, Иван Никитич – боярином, Михаил Фёдорович Романов назначен на высокую должность при дворе – стольником, останки убитых и умерших в ссылке остальных братьев Романовых лжецарь разрешает с почётом похоронить в их родовой усыпальнице в московском Ново-Спасском монастыре.
Но, уже на следующий год, Филарет в союзе с боярином Василием Шуйским принимает активное участие в свержении Лжедмитрия. А потом едет в Углич, чтобы обрести мощи настоящего царевича Дмитрия Иоанновича и канонизировать его.
В начале осени 1606 года митрополит Филарет приезжает в Ростов, возможно с малолетним сыном Михаилом, будущем царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. 30 ноября в соборный храм Успения в Устюге Великом протопопу Константину с братией дошла грамота «с прописанием», то есть в неё был включен текст богомольной грамоты патриарха Гермогена «О молебствии во всех церквах по случаю войны царя Василия Иоанновича с приверженцами второго Самозванца, укрепившимися в селе Коломенском». Значит Филарет поддержал борьбу с самозванцем и польскими оккупантами. Но в 1608 году банда под стягами Лжедмитрия II-го подошла к Ростову и осадила храм, где укрылся Филарет. Они взломали двери, перебили слуг, захватили митрополита - «сорвали с него ризы святительские, одели в рубище» и увезли его в Тушинский «воровской» стан. А новоиспечённый второй самозванец, по словам Карамзина: «величал знаменитейшего, достойного архипастыря и назвал патриархом: дал ему златой пояс и святительских чиновников для наружной пышности». Другими словами, очередной лцецарь вручил Филарету чин Патриарха при ещё живом Патриархе Гермогене! И тот не отказался, а заодно признал в самозванце очередного «царевича Дмитрия Иоанновича»! Вот почему в народе пошла молва о «воровском патриархе Филарете». Ведь его назначил самозванный царь, как тогда говорили: Тушинский «вор», то есть «воровской царь».
Надо отдать должное Филарету, который, хотя формально не отказался от патриаршества, но призывал величать его «названным патриархом». И реальный Патриарх Гермоген оправдывал его в своей грамоте, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею». И всё-таки молва о «воровском патриархе» в народе осталась.
В сентябре 1610 года по указанию гетмана С. Жолкевского Филарет с князем Голицыным отправлен из Тушенского стана послом в Смоленск к польскому королю Сигизмунду III, чтобы заключить договор о восхождении на московский престол польского королевича Владислава. Одни говорили, что Филарет был горячим сторонником поляков, другие утверждали, что он требовал принятия будущим царем православия, поэтому затянувшиеся переговоры зашли в тупик. После прихода вести о приближении к Москве ополчения Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова был арестован и в апреле 1611 года отправлен в Польшу, где пробыл в плену до июня 1619 года.
Только 22 июня 1619 года в Золотой палате царского кремлёвского дворца состоялось наречение Филарета на Патриаршество, а 24 июня в Успенском соборе Московского Кремля было совершено торжественное поставление нового Патриарха по тому же чину, каким поставляли святого Патриарха Иова, с повторной хиротонией. Интронизацию Филарета возглавлял Патриарх Иерусалимский Феофан IV, который в то время был в Москве, и вместе с русскими архиереями он подписал особую грамоту о поставлении Филарета, в которой вновь навечно подтверждалось право русских самостоятельно ставить своих Патриархов.
Архиепископ Астраханский Пахомий сообщал: «Филарет был среднего роста, Божественное Писание знал и понимал только от части, был человеком мнительным и наделён такой властью, что сам Царь боялся его. К духовенству был очень милостивым, но больше занимался делами царскими чем Церковью.».
Своей железной рукой он поможет малолетнему сыну и царю Михаилу Фёдоровичу Романову навести порядок после страшной многолетней Смуты и собрать воедино распавшуюся страну.
Патриарх Московский и всея Руси, церковный и государственный деятель, одна из ведущих политических фигур Смутного времени, Филарет скончался 11 октября 1633 года и был погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Продолжение следует... Автор Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Романовы. Взлёт или проклятие династии?»:
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!