Экспортные версии советских автомобилей обычно отличались от тех, что были известны внутри страны. У машин для Европы меняли декоративную отделку, добавляли новые опции, модернизировали моторы... А в конце восьмидесятых небольшая британская фирма даже превратила ВАЗ-2108 в эффектный кабриолет!
Англичанин Тони Стивенс с начала семидесятых годов грезил идеей создания собственного автомобиля и в 1980 году представил родстер с названием Cipher («шифр» в переводе на русский). Компактная двухместная машина имела четырёхцилиндровый моторчик объёмом 850 «кубиков» на 40 л. с. и привод на задние колёса.
Казалось бы, при чём здесь «Лада»? А дело в том, что разработка Стивенса была очень тепло принята публикой, и он не только занимался её планомерной модернизацией, но и думал над расширением модельного ряда. В то же время Министерство автомобильной промышленности СССР, видимо, решило попытать счастья с какой-нибудь нишевой моделью, и договорилось о сотрудничестве с фирмой Тони Стивенса. К работе над совместным проектом подключили ВАЗ и НАМИ.
В 1989 году появился первый результат работы интернациональной команды — открытый автомобиль Lada Cipher Sports. К тому времени в Тольятти уже полным ходом шло производство хэтчбека ВАЗ-2108, агрегаты которого по максимуму использовали в британском прототипе. Соответственно, под капотом поселился бензиновый двигатель объёмом 1,3 литра, приводящий в движение передние колёса.
Также у донора позаимствовали салон (включая обивки дверей и сиденья), который, однако, был облагорожен натуральной кожей. Ну а снаружи о происхождении машины можно было узнать по дверным ручкам от «Самары». Автомобиль получился более крупным по сравнению с первыми машинами Стивенса, и в нём даже нашлось место для заднего сиденья, которое, по традиции компактных кабриолетов, было непригодно для жизни взрослого человека. Да и ребёнок там мог разместиться разве что поперёк.
Производство нового автомобиля планировали наладить в Литве, но форс-мажор в виде развала Советского Союза поставил крест на проекте. Единственный прототип модели Lada Cipher Sports остался в Великобритании и сохранился до наших дней. Сейчас его продают на специализированном британском сайте за 80 тысяч фунтов стерлингов, что соответствует 6,5 млн рублей.
Кабриолет Lada Cipher Sports остался одним из многих нереализованных автомобильных проектов восьмидесятых–девяностых годов. А жаль. Ведь прошло уже много лет, а похожей серийной модели у марки «Лада» до сих пор не появилось...
_______________________________
Если вам понравился этот обзор, подписывайтесь на наш канал в Дзене!