Найти в Дзене
MoneyHack

Эффект ИКЕА, который заставляет вас тратить больше денег


«Мой книжный стеллаж из IKEA путешествует со мной вот уже несколько лет — он побывал, как минимум, в трёх штатах. И я не могу заставить себя его продать, а после переезда купить новый — у меня просто не понимается рука», рассказывала креативный директор сервиса iDoneThis Джанет Чои в колонке на VC. Долгое время она не могла рациональным образом объяснить эту любовь к старому и недорогому стеллажу. А потом она узнала о так называемом «эффекте IKEA».
"Дело в том, что к вещам, которые люди создали (или, например, как в случае с моим стеллажом, собрали) своими руками, они относятся более трепетно, чем к остальным. Даже если ещё у сотни ваших соседей есть точно такой же стол, как вы только что собрали, он всё равно покажется вам ценнее, чем все остальные — из-за того, что вы вложили в него столько сил».

Как это влияет на наши расходы (и не только)?

Мы готовы тратить больше на вещи, к производству которых приложили усилия.
Ещё одна сторона этого эффекта - нам сложнее отказаться от того, во что мы инвестировали. Например, вы хотели заработать и купили доллары по 80. Доллар давным давно упал, но вы продолжаете держать эти дорогие деньги и ждать, когда доллар снова вырасти до 80. Хотя, если бы вы вложили эти деньги в другие инструменты, то уже заработали бы.
"Эффект IKEA" появляется и в работе, когда менеджеры продолжают вкладывать усилия в провальные проекты, в которые они инвестировали свой труд. Этот эффект также связан с синдромом "придумано не мной" в силу чего менеджеры не обращают внимания на хорошие идеи, но разработанные в других местах и другими людьми, в пользу, возможно, ничтожных, но разработанных внутри компании идей.
У меня была ситуация из этой же серии на работе. У меня был новый сотрудник. Спустя 4 месяца стало очевидно, что он плохо работает и не справляется. Но я вложила в его развитие много своих сил и времени и мне очень не хотелось, чтобы это пропадало. Поэтому, когда он объяснил свои провалы тем, что на это повлиял соседний отдел, я дала ещё один шанс. В итоге его все равно пришлось уволить. А компания потеряла время, за которое проект мог бы развиваться лучше.

Как спастись?

Экономисты советуют следующее. Когда вы понимаете, что что-то идёт не так, но вам сложно отказаться от дела или покупки, задайте себе вопрос "Если бы ситуация повторилась, стали бы вы снова покупать/заниматься этим делом?"
После того, как честно ответите себе "нет", бросайте. Вы ведь сами знаете, что зря тратите время и деньги.

Источники: https://vc.ru/9809-ikea-effect
https://m.youtube.com/watch?v=LqRL1Urwuw4
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Эффект_IKEA