Один из самых ярких и оригинальных художников восемнадцатого века - Антуан Ватто (1684-1721), оказал влияние на развитие искусства рококо во Франции да и во всей Европе, которое, к слову сказать, продолжалось и после смерти художника.
Прожив всего лишь тридцать шесть лет и страдая от частых болезней, Ватто все же смог вырасти из провинциальной безвестности и добиться славы во французской столице времен Регентства герцога Орлеанского. Его беззаботные, разодетые, похожие на французские пирожные, аристократы и актеры весело резвятся на фоне вымышленных пейзажей. Но не спешите делать выводы о “сахарности” его произведений. Они несут в себе удивительную магию цвета и настроение, хоть и не обладают повествовательным сюжетом, в прямом смысле. Еще при жизни автора для их был определен особый термин, fête galante (Галантные Праздненства). Ватто был также талантливым рисовальщиком, чьи блистательные зарисовки фиксировали тонкие нюансы манерного 18 века.
Сын кровельщика - Ватто родился в 1684 году в Валансьене, небольшом городе на севере, который за шесть лет до этого был передан Франции из испанских Нидерландов. Детали его первоначального обучения остаются неясными, но ранние биографы согласны с тем, что вскоре после прибытия во французскую столицу Ватто был занят в массовом производстве дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. К 1705 году он начал работать в мастерской Клода Жилло (1673-1722), театрального художника, специализировавшегося на комических сценах, вдохновленных комедией dell’arte (Дель Арте). Он же и познакомил нашего героя и с Клодом Одраном (1658-1734), известным мастером, создателем орнаментов и интерьерных панно, хранителем художественной коллекции Люксембургского дворца. Работа с этими двумя великолепными художниками и собственное невероятное трудолюбие и талант, позволили Ватто сформировать свой зрелый стиль, все более и более изысканный и театральный.
Жанр «галантных празднеств» не был новшеством, придуманном Ватто. Театрализованные зрелища на фоне парков были в моде ещё со времен молодости Людовика XIV, когда сам король и придворные танцевали балеты в садах Фонтенбло.
Несмотря на его нетрадиционную подготовку, Ватто разрешили соревноваться за Приз Королевской академии Живописи и Скульптуры в Риме. Он получил второе место в 1709 году, но большое разочарование в происходящем не позволило ему отправиться на учебу в Италию. К счастью для нас, ведь иначе мы бы не узнали того прекрасного Ватто, что видим сейчас перед глазами.
Благодаря поддержке художника Шарля де ла Фосса (1636-1716), Ватто предпринял попытку вступления в Академию в 1712 году. Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Это свидетельствовало о высокой репутации Ватто. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания».
«Паломничество на остров Кифера» - вступительная работа, была предоставлена в 1717 году. Его живопись не вписывалась в существующую категорию академической иерархии, и он был, в конечном итоге, принят с беспрецедентной припиской: «художник Галантных Праздненств».
Жанр «галантных празднеств» не был новшеством, придуманном Ватто. Театрализованные зрелища на фоне парков были в моде ещё со времен молодости Людовика XIV, когда сам король и придворные танцевали балеты в садах Фонтенбло. Но в отличии от своих предшественников и последующих многочисленных подражателей, Ватто не поверхностен, его работы убедительным образом пленяют вас и заставляют видеть нечто гораздо более глубокое, чем рафинированный театральный флирт. Если будете в Лувре, найдите время встретиться с его полотном “Жиль”, поймете о чем я.