Единственная в собрании музея картина, исполненная самим Караваджо, — «Лютнист» (1595 г.) находится в зале Эрмитажа № 232. Художник изобразил простого юношу из народа, с не очень красивым, но своеобразным, выразительным лицом, в скромной одежде, за будничным занятием. Перебирая струны лютни, он тихо напевает и одновременно прислушивается к мелодии. Взор обращен на нас. Караваджо стремится придать сцене убедительность реального события. Кажется, размеры рамы позволяют нам видеть всего лишь фрагмент реальной жизни. Поставленный под углом стол уходит за край картины. Не уместился в пределах холста и букет цветов. Фигура лютниста приближена к зрителю настолько, что кажется будто острый гриф лютни в его руках выдвинут из картины прямо на нас. Боковое освещение, к которому постоянно прибегал Караваджо, создавая резкие контрасты и переходы от света к тени, помогают выявить объемность лица и фигуры, трехмерность предметов. Ярко освещенные на темном фоне они становятся особенно четкими, о