Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Отчего же вы не стали офицером?

Не столь далеки в нашей истории времена, когда кое-где офицерам не рекомендовалось выходить за пределы части в военной форме. Перестроечным СМИ удалось создать образ бездельников в мундирах, купающихся в довольстве на фоне всеобщего обнищания. А уж о генеральских дачах один "Огонёк" Коротича все мозги продолбил.

И сколько приходилось читать об особом благородстве офицеров царской армии, белой кости, так сказать, каковое благородство запечатлевалось даже на их лицах. Вот наверху коллективный снимок морских офицеров того времени, это вам не пехтура затрапезная. Кликните по снимку и вглядитесь - обычные лица обычных людей, никакого особого благородства я в них не вижу, кроме закрученных торчком усов. И не вижу стрелок на брюках, кстати :)

Наш же офицерский корпус - вообще плоть от плоти народа, и зачастую лишь со слегка приглаженными замашками рабочих и крестьян. Всегда удивлялся - а вам, недовольным, лично - что мешало стать этими бездельниками? У нас, слава Богу, для поступление в военное училище не требовалась рекомендация конгрессмена или вице-президента, как в какой-нибудь Вест-Пойнт или Аннаполис.

Любой, у кого голова не только для того, чтобы в неё есть, может им стать, что подтверждает это фото:

-2

А может, граждане всё-таки соображали, что вместе с получением казённых штанов и более высоких окладов, ты лишаешься большей части своей свободы? А то и живот на алтарь отечества положить придётся в самое что ни на есть мирное время, хоть в Афгане каком-нибудь, хоть в подлодке утонувшей.

Я хочу в цикле статей рассказать, как становились морскими офицерами в советское время. Да наверняка и сейчас больших отличий нет.

...Мальчики подрастают и приходит пора им становиться на допризывный учёт в военкомате. Здесь заводят на них учётные карточки и заглядывают в разные места организма, чтобы узнать, не мешает ли что выполнить свой священный долг перед родиной. Когда дело близится к окончанию школы и вот-вот наступит призывной возраст, во время очередного посещения военкомата, если вы не косой и не горбатый, занимающийся вами офицер поинтересуется - а не хотели бы вы тоже стать офицером, вот у нас и список училищ с подробным описанием перспектив имеется...

И если да, то любой, - любой, подчёркиваю, мальчишка, может им стать, при соответствии определённым условиям. Более тщательная медкомиссия подскажет, что артиллеристом вы можете быть, а лётчиком, увы, никогда :(
Ну, если в ментуру имели приводы как обкурившийся дури - то тоже вряд ли... Оформляются соответствующие документы и остаётся ждать окончания школы и вызова на вступительные экзамены в выбранную альма матер. Придёт повестка и в определённый день за казённый счёт с группой будущих однокашников (буде таковые найдутся) вы отправитесь, зачастую впервые, в самостоятельный дальний путь.

О, это чувство свободы от родительской опёки (если она была:)
Тут, главное, с портвейном не переборщить.
Кстати, находились ухари, и не планировавшие поступать. Просто на халяву проехаться с Урала какого-нибудь в тот же Севастополь, покупаться в июльском море, и, завалив последний экзамен, за государственные же деньги вернуться домой - плохо ли?

Прибывшие на сдачу экзаменов живут в опустевших на время каникул казармах или спортзале, кормятся в училищной столовой обычным курсантским рационом. Среди вчерашних школьников мелькает солдатское и матросское обмундирование уже служащих ребят, приглядевшихся к воинской жизни и решивших тоже стать офицерами. Такие ценятся повыше - уж они-то знают, с чем связываются :)
Абитуриенты ( у нас их называли кандидатами) разбиваются на потоки. Внутренний порядок поддерживают зачастую как раз уже нюхнувшие флотского или армейского уклада жизни парни.
Если будешь пойман за забором училища или в поддатом виде - вышибают с экзаменов сразу, и домой нахер, чего от тебя ещё ожидать?

Математика, физика, русский, физподготовка. Ну, последнее чисто формально, ничего, нарастишь мышцы на перловой каше попозже.
Предварительно гораздо более тщательная медкомиссия, с посещением барокамеры, раз уж решил стать подводником. Некоторые медкомиссию не проходят, кое-кто начинает верещать при поднятии давления - тоже с вещами на выход.

Я поступал в 17-м потоке. Первые, уже сдавшие экзамены и зачисленные, щеголяют в матросской робе, вызывая острую зависть, а неудачники каждое утро пачками тянутся к причалу городского катера... Сдавал я с большой натугой. Дело в том, что это была моя вторая попытка. Прошлый 1966 год ознаменовался тем, что с 11-летнего срока обучения в школе перешли снова на 10-летний. Повсюду был двойной конкурс, творилось нечто невообразимое. Завалив математику, вернулся домой, поступил радиомонтажником на участок нестандартного оборудования на наш завод "Рубин".
Неплохо устроился, а всё благодаря тому, что у нас, последних одиннадцатиклассников, два дня в неделю была практика на аналогичном производстве, где я и получил 2-й разряд радиомонтажника.

Ещё нюанс. Родине в армии нежелательны были ничего не умеющие лоботрясы, поэтому я после работы по вечерам по воле военкомата занимался на радиокурсах ДОСААФа. Через несколько месяцев долбил на ключе, как заправский дятел и умел управляться с портативной рацией Р-104. Ну как портативной? 21 килограмм весила. И, возможно, таскать бы мне её на горбу во время срочной службы, но мечту о море я не бросил - параллельно занимался ещё на подготовительных курсах при Горно-металлургическом институте. И всё ведь бесплатно, блин, только учись.

Снова написал заявление о желании поступать в Севастопольское Высшее Военно-морское инженерное училище. Забавный момент - вызов на экзамены пришёл одновременно с повесткой о призыве на срочную службу. Я смотрел на эти две бумажки, но в выборе не колебался. А мог бы попасть за границу ещё в 1968 году, в Чехословакию например :)

Продолжение следует, подписывайтесь :)