Что будет, если спуститься с горки в 45 градусов, отпустив педали? Или проехать по боковому уклону в 33 градуса? На внедорожном полигоне Land Rover все это можно проверить самому. В один из дней, я прокатился на Range Rover и вот что из этого получилось.
Немногие автомобилисты знают, что у марки Land Rover в России есть два внедорожных полигона. Один в пригороде Петербурга, другой в Москве. На них обучают владельцев автомобилей Land Rover езде по бездорожью, но кроме этого есть и ознакомительный курс для всех автомобилистов.
Центр внедорожного вождения Land Rover находится в Больших Колпанах под Гатчиной. Само здание с классами для обучения, кухней и всем необходимым для рабочего процесса, для детей даже есть тест-драйвовая электромашина одноименной марки.
У входа встречает знаменитый желтый Discovery Camel Trophy. Сколько экспедиционных километров накатано на таких машинах! Данный автомобиль каждый год продолжает использоваться по назначению, а в «отпуске» украшает площадку центра.
Перед поездкой нужно заполнить небольшую анкету и предварительно записаться на официальном сайте.
Вначале инструктор рассказывает о возможностях машины, как работает система Terrain Response в разных режимах. В чем отличие режима грязь/колея, от песка или езды по камням. На камнях, например, отклики на педаль более плавные и задействован низший ряд передач в раздатке, а в песке крутящий момент работает на полную мощность. Потом инструктор показывает трассу за рулем автомобиля.
Дальше сам садишься за руль и вперед с песней. Первый раз это был дизельный Range Rover. Вообще все автомобили на полигоне дизельные, так как они наиболее подходят для езды по бездорожью и имеют больший крутящий момент, нежели бензиновые.
Подъезжаем к горке с уклоном 60%, выравниваем автомобиль на спуск и отпускаем педаль тормоза, предварительно включив систему контроля спуска с горы. Психологически вначале сложно довериться электронике и отпустить тормоз, когда уже висишь вниз на ремнях и видишь землю. Отпустил, машина плавно покатилась вниз со скоростью 1км/ч. Каждое колесо притормаживается индивидуально, в зависимости от сцепления с покрытием, так чтобы ни в коем случае оно не пошло в юз. Обратно заползали задом наперед на горку, что совсем непривычно. Даже удивляешься, когда останавливаешься посреди подъема и потом снова легко трогаешься вверх.
Помимо этого есть и 100% уклон, а это целых 45 градусов. Физически уже сложно стоять на склоне, а тем более идти наверх. Но вот автомобиль это делает легко и непринужденно. Когда въезжаешь, в ветровое стекло видно только небо, поэтому следует заранее выбрать траекторию движения. Тут конечно очень важен хороший зацеп, так это одно из самых опасных препятствий. В реальных условиях бездорожья, где-нибудь на Кавказе, было бы крайне весело преодолевать такой подъем. И это, кстати, первое из сложных препятствий, где можно потерять машину, второе - это утопить в броде.
Броды на полигоне тоже есть, но в тот раз они были подо льдом. Простой до боли совет: не зная броду, не суйся в воду. В этом не раз убедились при поездке на Рыбачий, где постоянно приходилось выходить из машины и промерять траекторию. Так как в луже, сместившись на полметра, глубина может быть еще на 20 см ниже, при общей глубине 40см, это разница большая.
Другое распространенное препятствие – диагональное вывешивание. Едешь, 2 колеса в воздухе, 2 цепляются за покрытие. Срабатывает электронная блокировка, и машина просто едет дальше. Даже скучно становится, все как-то просто. Сразу вспоминается подъем на высокогорное озеро Хурла-Кёль, где была диагоналка за диагоналкой.
В то время, когда проходишь препятствие, на экране монитора отображается анимация того, что происходит с колесами, какое вывесило, заблокировало ли муфту. Электроники здесь очень много, и чтобы во всем разобраться ознакомительного занятия не хватит.
Еще крутое препятствие это боковой уклон 33 градуса. Едешь и думаешь, как бы машина не перевернулась. Двигаться в таком случае следует равномерно, без резких ускорений. Висишь то на ремнях и опираешься на дверь, а горизонт земли поплыл. Тут очень важно не начать крутить руль в сторону подъема, когда кажется, что все предел переворота достигнут, иначе автомобиль точно опрокинется. Следует спуститься наоборот вниз. Конечно, на полигоне все просчитано и до опасной ситуации дело не дойдет. Но на реальном бездорожье навряд ли бы поехал, велик шанс отправиться во внедорожный дрифт под откос.
Впрочем, на полигоне чувствуешь себя более чем уверенно за рулем Land Rover. Даже к большим габаритам Range Rover привыкаешь сразу. На ходу он ощущается действительно, как говорят «яхта на колесах». Машина очень плавно идет и не замечает неровностей. Даже когда они такие высокие, как бруствер. В этот момент снова сработала блокировка, и машина сползла вниз.
Помимо этого на полигоне есть колеи, грунтовые горки и другие препятствия. Фото осталось за кадром.
Из небольшого теста можно сделать выводы, что не стоит никуда торопиться на бездорожье, без необходимости. Прежде чем куда-то лезть, стоит сначала посмотреть, подумать и только потом ехать. Таких позиций я придерживаюсь постоянно в путешествиях.
В другой раз я прокатился на Discovery, (поэтому фотографии разнятся по времени года) да уже вышло новое поколение. Но я то был, когда еще было 4-ое. В целом машина запомнилась очень комфортной пневмоподвеской, большим салоном и багажником. И также уверенно ползала по горкам. Для путешествий то, что нужно. Не зря её часто можно увидеть в экспедициях.
Другой экспедиционник – старый добрый Defender используется для прокладки новых трасс и в технических целях. Все же это самый честный внедорожник, когда еще не было никакой электроники. Во внедорожном центре представлена вся линейка автомобилей Land Rover, которые сейчас продаются.
Покатавшись по полигону, складывается впечатление, что водитель все меньше и меньше нужен в современном автомобиле. Хоть включай внедорожный круиз контроль, да просто сиди, крути руль, машина сделает все сама.
В целом Experience - это хорошее мероприятие, чтобы прокатиться по бездорожью и немного узнать о самих автомобилях марки Land Rover. Тем более впечатлений, когда едешь первый раз по крутым горкам будет предостаточно.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые серии!