Какие еще «компетенции», какое еще множественное число?! Не бывает такого! Было время, и меня это удивляло. А оказывается, так давно говорят. Но кто?
«Компетенции» - это термин, который не всегда найдешь в словарях. Поэтому сначала об общечеловеческой «компетенции» в единственном числе: это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, а также круг чьих-то полномочий, прав. Слово из романо-германских языков (немецкое Kompetenz или французское competence, оба восходят к латинскому competentio – соответствие, способность). Компетентный человек – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области. Компетентность суждения. Но компетентность, а не компетентности!
Теперь о «компетенциях». Еще раз: это термин. Им сейчас широко пользуются школьные и вузовские преподаватели, специалисты по отбору персонала. В их понимании «компетенция» - это способность успешно действовать на основе полученных знаний и практического опыта. Таких «компетенций», по мнению методистов и педагогов, у выпускников школ и вузов должно быть как можно больше.
Возникает вопрос: а по-другому нельзя это называть? Например, навыком или умением, у этих существительных хотя бы уже есть множественное число. Педагоги на это говорят: навык, умение – понятия более узкие, более «инструментальные», чем компетенция. Она включает в себя как теоретические познания, так и способность использовать их на практике.
Ну, не знаю. С профессионалами об их терминологии предпочитаю не спорить. Я это к чему: не пугайтесь, если услышите о «компетенциях». Это специальное употребление.