Российским законодательством установлены следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг [2]. Осуществление данных видов деятельности требует наличия лицензии. Граждане могут осуществлять операции на бирже только при посредничестве с профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
На брокеров, доверительных управляющих возложена функция налоговых агентов, которые обязаны удерживать и перечислять налоги на доходы физических лиц и перечислять их в бюджет РФ. В качестве брокеров могут выступать и банки, инвестиционные компании.
Брокеры обязаны вести учет и уплачивать налог с клиента-гражданина РФ в бюджет страны с разницы между покупкой и продажей ценных бумаг по ставке 13%. Также брокеры, при наличии клиентов из иностранных государств, которые через брокера размещают ценные бумаги в России, при наличии дохода по ценным бумагам у иностранного лица, обязаны удерживать налог на доходы физических лиц по ставке 30% и перечислять их в бюджет России.
То есть, фактически профессиональные участники рынка ценных бумаг несут ответственность за своевременное поступление налоговых платежей в бюджет страны от операций на рынке ценных бумаг, разгружая другие звенья налоговой системы и упрощая порядок сбора налога.
Договора, по которым обязанность уплаты налогов при наличии брокера переходит на клиента - недействительные. Налоговый контроль осуществляет мероприятия, чтобы пресечь различные экономические преступления [3. с. 86]. Именно поэтому для профессиональных участников рынка ценных бумаг установлен особый режим налогообложения. Но, если в течение месяца брокер не может оплатить налог клиента по причине отсутствия на его счете необходимой суммы, то об этом сообщается в налоговую инспекцию и клиент в будущем сам производит перечисление.
Статья 298 Налогового Кодекса РФ закрепляет, что для целей налогообложения признаются доходы от различных видов деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг. В том числе и прибыль от использованния средств клиента, осуществления консультационных услуг [1]. Однако, отследить объем предоставленных и зафиксированных консультационных услуг весьма сложно.
Снижают налоговую базу у профессиональных участников рынка ценных бумаг расходы на создание и доначисление резервов под обесценение ценных бумаг, а также прочие расходы, связанные с ценными бумагами: проведение экспертиз, обслуживание торговых мест.
Рассматривая налоговое законодательство, регулирующее деятельность профессиональных участников, можно сказать, что оно стало более четким и конкретным, но все же пробелы пока имеются. В чем-то законодательство стало либеральнее, а в чем-то строже [5, с. 41]. Сложно проследить правильность подсчета налогов у участников рынка ценных бумаг. Органы государственного регулирования при проверках профессиональных участников рынка ценных бумаг находят неверный внутренний бухгалтерский учет организации, который ведут лица, не имеющие аттестата по соответствующему профилю. В основном при проверках выясняется, что размеры уставных капиталов профессиональных участников рынка ценных бумаг не соответствуют нормам ФКЦБ РФ. Для финансового контроля, полноты отчислений налогов и сборов в бюджет страны все же необходимо чаще проводить налоговые проверки [4, с. 137].