Перевел для вас статью CityLab от Jarret Walker о том, что этот Илон Маск себе позволяет, называя общественный транспорт мучением!
РельсошпалкинDecember 21, 2017
Недавние комментарии генерального директора Tesla об общественном транспорте вызвали бурю критики. Вот почему.
Как и многие технологические предприниматели, Илон Маск пытается "изобрести велосипед" в сфере публичного транспорта. Но его комментарии в прошлом месяце, как сообщает Aarian Marshall в Wired, заставили многих людей задуматься, понимает ли он то, на что напал:
“Общественный транспорт — это мучение. Это полный отстой. Кому вообще захочется пользоваться сервисом, который забит людьми, который едет не в то время и не в том направлении, куда вам надо? И который к тому же ходит не круглосуточно”
“Это заноза в заднице”, - продолжил он. “Вот почему всем это не нравится. И там куча случайных незнакомцев, один из которых может быть серийным убийцей! замечательно, отлично. Поэтому люди любят личный транспорт, который едет туда, куда вы хотите и когда вы хотите.”
Когда зрители ответили, что общественный транспорт неплохо работает в Японии, Маск выстрелил в ответ: “Что, это где они запихивают людей в метро? Звучит не очень.”
Эти комментарии разожгли бурю критики от сторонников общественного транспорта (в том числе и меня) и последующие обидные ответы со стороны Маска. Гуру городского планирования Брент Тодериан быстро создал хэштег #GreatThingsThatHappenedOnTransit, который сейчас собирает отзывы от людей по всему миру о замечательных встречах, которые они имели с “кучей случайных незнакомцев” в автобусах и поездах.
Но мнение Маска нужно воспринимать серьезно, потому что многие влиятельные люди разделяют его. Более того, многие люди рассматривают предпринимателя как эксперта в любой теме, которую он затрагивает. Если Маск собирается возглавить революцию городского транспорта, мы все должны понимать отношение, которое он привносит в проект.
Маск выделяет две самые распространенные жалобы на транспорт большого города:
· "Общественный транспорт не делает то, что я хочу.”
· "В Транспорте приходится делить ограниченное пространство с незнакомыми людьми, что очень противно.”
Отмечу, что это не обычные жалобы на “провал общественного транспорта". Эти комментарии атакуют транспорт со стороны "успешности". Как и авиакомпания, городская система массового транспорта не довозит вас до вашей двери, и она не защищает вас от компании посторонних людей, но именно поэтому она может предложить экономически эффективную мобильность для многих людей.
Эффективный транспорт не везет вас до вашей двери.
Маск жалуется, что " транспорт едет не в то время и не в том направлении, куда вам надо". Конечно, мы все хотим добраться от конкретной точки А к конкретной точке B в данный момент времени. Но в эффективной транспортной системе нет такой услуги, которая делала бы именно это, потому что мало кто хочет делать это в данный момент времени.
Вместо выполнения желаний меньшинства, эффективная массовая транспортная сеть сконструирована так, чтобы удовлетворить большую часть из того, чего хотят тысячи, и именно поэтому автобусы и поезда привлекают огромную массу пассажиров. И перевозка большого числа людей открывает большое количество свободы и возможностей для граждан, занимая так мало места.
Быть элитой означает быть меньшинством, и нет никакого смысла проектировать транспортную систему ради интересов меньшинства.
Если вы действительно собираетесь заменить эти услуги в плотной городской обстановке — как изобретатели пытались сделать в течение десятилетий — вам нужно будет эффективно использовать ограниченное городское пространство. Концепция "Loop" Маска для облегчения пробок с сетью туннелей начинается с перемещения людей в небольших капсулах на 8 - 16 человек (или в собственных автомобилях, верхом на электрических коньках). Даже если бы можно было преодолеть все многочисленные технические и нормативные барьеры, это все равно будет менее эффективное использование площадей, чем сегодня. Все эти анти аварийные стены между путешественниками займут много места. Более того, видео компании Boring показывает вам вождение вашего автомобиля в парковочном месте, которое становится лифтом в туннель — невероятно неэффективное использование ценного городского пространства. Целые городские кварталы должны быть выровнены, чтобы обеспечить достаточное количество лифтов для каждого, чтобы справиться с пробками в час пик.
Эффективный транспорт заполнен незнакомыми людьми.
Маск не хочет делиться машиной с “кучкой случайных незнакомцев". Но присутствие случайных незнакомцев - это то, чем является город и успешная система общественного транспорта. Уникальное достижение общественного транспорта заключается в том, чтобы перевозить так много людей в столь ограниченном пространстве при использовании небольшого количества рабочей силы. Толпа - как бы сильно она не беспокоила некоторых людей - является сутью успеха общественного транспорта.
Перегруженность - это нечто другое. Когда транспортное средство настолько переполнено, что никто не может залезть внутрь, это вызывает отторжение, что, естественно плохо. Поэтому транспортные системы должны быть заполненными, но не переполненными. Они не должны оставлять пассажиров на улице, и они делают все возможное, чтобы предотвратить это.
Это означает, что если вы решите не ездить на общественном транспорте, потому что он слишком переполнен, кто-то другой будет рад занять ваше место, обеспечивая тот же уровень эффективности. Поэтому единственное, что имеет значение в определении “переполненности” только то, что преобладает в культуре в целом — то, что определяет, сколько личного пространства люди отдадут, чтобы сблизиться с другим человеком на борту. Те славно упакованные японские подземки и поезда, которые Маск ненавидит, например, отражают преобладающее японское отношение к этому вопросу, которое отличается от американского.
Таким образом, Маск может предполагать, что что-то не так с общественным транспортом, потому что он слишком переполнен - пример ошибочности Йоги Берра (парадоксальное выражение бейсболиста Йоги Берра о ресторане "Никто больше туда не ходит. Слишком людно." - прим. перевод. ) - но города и транспортные системы это не должно волновать. Если они переполнены, значит они преуспевают.
Опасность элитной проекции
Теперь вы можете подумать: кого волнует вся эта теория? Городской транспорт слишком загружен по моим меркам! Или он не справится с тем, чтобы отвезти меня туда, куда я хочу.
Здесь вы должны решить, хотите ли вы, чтобы транспорт имел максимальную выгоду для всего вашего города—с точки зрения вытеснения автомобильных поездок и содействия инклюзивного процветания—или, что, конечно, более важно, чтобы он заботился о вас.
Самое распространенное заблуждение об общественном транспорте, лежащее в основе большинства комментариев об ошибках транспортных систем, заключается в следующем: “Транспорт был бы лучше для всех, если бы он был лучше для меня.”
Особая опасность возникает тогда, когда относительно состоятельные люди принимают эту точку зрения, требуя, чтобы дорогостоящие массовые транспортные системы разрабатывались в соответствии с их личными предпочтениями. Я называю эту ошибку элитной проекцией, и изучаю ее здесь. Многие неудачные транспортные системы возникли из-за слишком небольшой группы удачливых людей, полагающих, что все разделяют их вкусы и приоритеты. Они забывают, что быть элитой должно быть меньшинство, и если вы действительно хотите много пассажиров, не имеет никакого делового смысла проектировать общественный транспорт основываясь на вкусах элиты.
Крупные города не функционируют без общественного транспорта, и это означает, что транспорт должен эффективно работать. Это значит, что он не довезет тебя до двери и не защитит тебя от компании незнакомцев. Вы не обязаны использовать его и он не должен вам нравится, но если вы живете в городе, вы зависите от его способности привлекать огромное количество людей, используя ограниченное место, чтобы хватило для всех.
Городской транспорт - не просто инженерная задача. Во-первых, это геометрическая проблема. В городах не так много места на человека, поэтому пространство должно использоваться эффективно. И технология никогда не меняет геометрию.
Илон Маск - великий изобретатель. Его разработки аккумуляторных технологий являются большим вкладом в транспорт. Работа компании Boring, которая может сделать туннели намного дешевле, может привести к прорывам, которые сделают строительство метро дешевле. Но если вы собираетесь нападать на городской транспорт, то для начала нужно понять, как и почему он работает.
Оригинал здесь
Больше интересного про общественный транспорт на канале t.me/Russtrans