Найти тему
TED-Ed

РАССУЖДЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ОТ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ АЛЬБЕРА КАМЮ

Альбер Камю был невероятно привлекательным французским философом и писателем середины 20 века, самыми известными работами которого являются 3 романа: "Посторонний", "Чума", "Падение" и 2 философских эссе: "Миф о Сизифе" и "Бунтующий человек".

Камю получил Нобелевскую премию по литературе в 1957 и погиб в 46 лет, непреднамеренно убитый своим издателем Мишелем Галлимаром, когда тот врезался в дерево на своем спорткаре Фасель-Вега. В кармане Камю был билет на поезд, который он решил не использовать в последний момент.

Камю прославился и по сей день знаменит благодаря роману, изданному в 1942 году "Посторонний". Действие происходит в родном для Камю Алжире и рассказывает историю лаконичного, отстраненного, ироничного героя по имени Мерсо. Человека, который не видит смысла ни в любви, ни в работе или дружбе и который однажды, почти случайно, выстрелом убивает араба, сам не понимая своей мотивации, и в итоге его самого приговаривают к смерти. Отчасти оттого, что не испытывает раскаяния и не беспокоится о своей участи так или иначе.

Роман описывает состояние, которое социолог Эмиль Дюркгейм определил, как Аномия - апатичное, безэмоциональное, отчужденное состояние, когда человек полностью отстраняется от других и больше не в состоянии разделять их переживания и ценности.

Знакомство с романом "Посторонний" стало известным обрядом перехода в новый жизненный этап для подростков Франции и других стран, за что их не стоит критиковать, ведь часто о самых важных вещах люди начинают задумываться где-то в 17 лет.

Герой романа "Посторонний" Мерсо не принимает стандартных ответов на вопрос о том, почему мир такой, каким является. Повсюду он видит лицемерие и сентиментальщину и не может не замечать их. Он не может принять нормальные объяснения, придуманные, чтобы объяснить, например, образовательную систему, рабочие места, отношения или правительственный механизм. Он находится за рамками нормальной буржуазной жизни, и критично относится к ее вымученной морали и к примитивным потребностям в деньгах и семье.

Как Камю выразил это в эпилоге американского издания книги:

"Мерсо не играет в игру. Он отказывается лгать... он признает то, чем является, он отказывается скрывать свои чувства... и общество сразу чувствует угрозу с его стороны."

Во многом необычная завораживающая притягательность книги исходит от спокойного отстраненного голоса, каким Мерсо обращается к нам - читателям. Начало романа является одним из самых легендарных в литературе 20 века и задает тон всей книге.

"Сегодня умерла мама. А может быть, вчера - не знаю."

Концовка сильная и вызывающая.

Мерсо, приговоренный к смерти за убийство, совершенное почти экспромтом, потому что ему было интересно узнать, каково это - нажать на курок, отбрасывает все сожаления и героически принимает полное безразличие вселенной к человечеству.

"Мне остается пожелать только одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей... и пусть они встретят меня криками ненависти."

Несмотря на то, что мы не убийцы, и были бы весьма опечалены смертью матери, мы все склонны испытывать чувства, описанные в романе "Посторонний". Когда у нас достаточно свободы, чтобы понять, что мы в клетке, но недостаточно свободы, чтобы вырваться из нее. Когда кажется, что никто не понимает и все кажется немного безнадежным, возможно, летом перед колледжем.

Кроме "Постороннего", Камю написал знаменитое эссе, опубликованное в том же году, что и роман, под названием "Миф о Сизифе". Эссе также начинается со смелого заявления:

"Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос… вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, это значит ответить на основополагающий вопрос философии."

Камю так решительно в этом уверен, потому что как только мы серьезно задумаемся, как это делают философы, мы поймем, что в жизни нет смысла, а значит нам придется решить, не стоит ли нам просто покончить со всем этим.

Чтобы понять это довольно радикальное утверждение и работу в целом, нам следует рассматривать Камю в разрезе истории философии, его драматичное заявление о том, что мы должны задуматься о самоубийстве, потому что жизнь может оказаться бессмысленной, основывается на предыдущей идее о том, что жизнь - может быть ценной, если рассматривать ее как дар Божий.

Идея далекая для многих из нас сегодня, и все же нельзя забывать, что последние 2000 лет на Западе мысль о том, что жизнь имеет смысл, была данностью, которую продвигала более, чем кто-либо еще - Христианская церковь.

Камю стоит в одном ряду с такими мыслителями, как Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер и Сартр, которые боролись со страшным осознанием того, что в жизни нет предопределенного смысла.

Мы - просто биоматерия, которая бессмысленно крутится на маленьком камушке на задворках безразличной вселенной. Благосклонное божество не поместило нас сюда и не велело нам искать Спасение в 10 заповедях. Нет ни путеводителя, ни высшей цели - это осознание, которое лежит в основе потрясений многих мыслителей, которых мы сегодня называем экзистенциалистами.

Дитя отчаянной современности, Альбер Камю признает, что наши жизни абсурдны в долгосрочной перспективе, но в отличие от некоторых философов, он отказывается от полной безнадежности Нигилизма.

Он считает, что нам приходится жить со знанием, что все наши усилия тщетны, после смерти нас скоро забудут, а наша раса неисправимо порочна и жестока, но все же мы должны это терпеть. Мы как Сизиф, греческий царь, которого Боги приговорили вечно толкать валун на гору и смотреть, как он скатывается обратно вниз. Но в итоге, Камю считает, что мы должны справляться с этим, насколько это возможно и что бы нам не приходилось делать, помнить об абсурде, лежащим в основе бытия и триумф отчаяния, которое может возникнуть в любой момент.

По словам Камю "Сизифа следует представлять себе счастливым." Это подводит нас к самой очаровательной и привлекательной стороне личности Камю, Этот Камю напоминает себе и нам о том, почему жизнь стоит того, чтобы её прожить, и в процессе с увлечением и мудростью пишет об отношениях, природе, лете, еде и дружбе.

Камю - очаровательный экскурсовод по причинам, ради которых стоит жить. Многие философы были уродливы или не владели своим телом, как хилый Паскаль, болезненный Леопарди, сексуально неуспешный Шопэнгауэр или бедный странный Ницше. Камю, напротив, был очень привлекательным, невероятно популярен у женщин в последние 10 лет своей жизни, с ним рядом всегда были как минимум три девушки, а также он был женат Он умел хорошо одеваться, на его стиль повлияли актеры Джеймс Дин и Хамфри Богарт.

Не удивительно, что его попросили позировать для американского издания Vogue. Но все не ограничивалось модными штучками, однажды поняв, что жизнь - абсурд, вы, может, и находитесь на грани отчаяния, но вы также больше склонны брать от жизни по максимуму.

Поэтому Камю был привязан и со всей серьезностью относился к радостям повседневной жизни. Он сказал, что видит свою философию как

"Ясное приглашение жить и творить в самом сердце пустыни."

Он был чемпионом повседневности, каких редко можно было встретить в философии. И после многих страниц глубоких философских мыслей, читатель с облегчением может обратиться к моментам, где Камю в простых словах превозносит солнце, поцелуи или танцы. В молодости он был выдающимся спортсменом, и однажды его друг Чарльз Понсе спросил, что ему больше нравится, футбол или театр. На что Камю ответил: "Футбол, вне всяких сомнений." Камю был вратарем в местной команде юниоров в спортивном клубе Racing Universitaire de Algier, которая победила в турнирах "North African Champions Cup" и "North African Cup" в 1930-х годах.

Чувства командного духа, товарищества и общей цели неимоверно нравились Камю. Когда в 50-х журналист из спортивного издания попросил его сказать пару слов о его футбольном прошлом, он ответил: "После многих лет, за которые я повидал многое всему, что я знаю наверняка о морали и предназначении людей я обязан спорту."

Камю также был сторонником Солнца, в своем прекрасном эссе "Лето в Алжире" он превозносит теплые воды и смуглые женские тела. Он пишет: "Впервые за 2000 лет на пляжах появились нагие тела, 20 столетий люди боролись, чтобы заменить греческую "дерзость" наивностью, прикрыть плоть и скроить сложные наряды, но сегодня молодые люди, бегущие по средиземноморским пляжам, напоминают спортсменов Делоса."

Он выступил в защиту нового язычества, основанного на сиюминутных телесных удовольствиях.

Цитата из эссе "Лето в Алжире":

"Помню рослую, статную красавицу, она танцевала весь вечер напролет. Голубое облегающее платье, влажное от пота, липло к бедрам и коленям, шею обвивала гирлянда жасмина. Она танцевала и все смеялась, запрокидывая голову. Она скользила мимо столиков, и за нею плыл смешанный запах плоти и цветов."

Камю выступал против тех, кто считал подобное чем-то тривиальным и желал чего-то возвышенного, лучшего, чистого. "Если и есть грех против жизни..." писал он, "то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются "на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней."

В одном из писем он также писал:

"Люди привлекают меня тем больше, чем больше они увлечены жизнью и жаждут счастья. В мире есть вещи, ради которых можно умереть, но нет таких, ради которых можно убивать."

За свою жизнь Камю слышал много одобрительных отзывов, но Парижские интеллектуалы относились к нему с подозрением. Он никогда не был Парижским эстетом, он был из рабочего класса, "Pied-Noir" - т.е. тот, кто родился в Алжире, но европейского происхождения. Отец Камю погиб на войне, когда тот был еще младенцем, а его мать работала горничной.

Не удивительно, что любимым философом Камю был Монтень, еще один "приземленный" француз, которого любят не только за то, что он написал, но и за то, каким человеком он был. Эдакий мудрый друг, который всегда подбодрит в трудный момент. И в этом также есть цель философии.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен / Telegram и просвещайтесь вместе с нами!
Оригинал: The School of Life
Переводил: Тимур Созонов