Найти тему

Максим Соколов: «Инвестиции в транспортную отрасль России составляют около 2% ВВП, что сопоставимо с докризисными показателями»

В 2016 ГОДУ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЫЛО НАПРАВЛЕНО НА 20% МЕНЬШЕ СРЕДСТВ, ЧЕМ В 2015-М

Однако благодаря активным действиям по привлечению инвестиций из региональных бюджетов и внебюджетных источников, а также использованию механизмов ГЧП общий объем вложений вырос почти на 5% и превысил 1,5 трлн рублей. Такие данные привел министр транспорта РФ Максим Соколов на итоговой коллегии ведомства.

-2

Качественные и безопасные дороги

— За 2016 год доля федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, доведена до рекордного уровня, превышающего 71% от их общей протяженности. Построено и реконструировано более 300 км автомобильных дорог федерального значения. Введены в эксплуатацию участки на восьми крупнейших трассах, а также завершены обходы населенных пунктов в Рязанской и Воронежской областях, Алтайском крае, Республике Мордовия.


В Тверской области параллельно со строящейся платной дорогой расширен до четырех полос проблемный участок трассы «Россия» — ​обход Торжка. В год 100-летия основания Мурманска открыто движение по новой подъездной трассе к городу. На федеральных трассах М‑3 «Украина» и М‑4 «Дон», переданных в доверительное управление государственной компании «Автодор», введены четыре значимых участка общей протяженностью 90 км.


На региональной и местной дорожной сети с использованием федерального бюджета построено и реконструировано около 3 тыс. км автодорог, отремонтировано — ​почти 14 тыс. км. Сданы мосты в Новгородской и Калининградской областях, Удмуртии, Татарстане, Чечне. За счет средств от системы «Платон» отремонтировано более 1 тыс. км дорог в 40 городах и регионах, построены мосты в Алтайском крае, Башкортостане, Карачаево-Черкесии.


По решению Совета при президенте России по стратегическому развитию дан старт приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги». По его итогам в 36 крупнейших городских агломерациях с населением свыше 500 тыс. человек доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, должна составить не менее 44% к концу 2017 года и не менее 85% к 2025-му. Эффект почувствуют на себе более 41 млн человек. На реализацию проекта в нынешнем и следующем годах бюджетам субъектов будет выделено по 30 млрд рублей. Средства предоставляются при условии 50-процентного софинансирования.


Самые масштабные проекты


— Уверенно пройден экватор в реализации самого масштабного и знакового как для отрасли, так и для страны в целом инфраструктурного проекта — ​строительства Крымского моста через Керченский пролив. Сегодня, опережая календарный график, ведутся работы как на сухопутных участках, так и в акватории. Открытие рабочего движения по автодорожной части моста запланировано уже в 2018 году, по железнодорожной — ​в 2019-м.


В прошлом году завершен самый масштабный в Европе проект строительства инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства — ​Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. На его реализацию привлечено 25 млрд рублей частных инвестиций и государственных гарантий.
Среди крупнейших дорожных ГЧП-проектов, осуществляемых сегодня, — ​строительство участков скоростных автодорог «Украина», «Дон», Москва — ​Санкт-Петербург, ЦКАД в Московской области.


Знаковым событием стал запуск Московского центрального кольца, которое по своим характеристикам не имеет аналогов в мире. Впервые в России железнодорожный транспорт выступил важной частью городской транспортной системы. За первые полгода услугами МЦК воспользовались 50 млн пассажиров, особое внимание уделено доступности перевозок для людей с ограниченными возможностями.


Заключено первое концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации объектов железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей возможность провоза грузов в направлении порта Тамань.


На земле, в небесах и на море


— На воздушном транспорте введены в эксплуатацию новые международные терминалы в Нижнем Новгороде, Тюмени, Волгограде и Екатеринбурге. Открыт новый гражданский аэропорт Раменское в подмосковном Жуковском. Завершается строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону, пассажирских терминалов международных аэропортов Анапы и Калининграда. Завершена реконструкция аэродромной инфраструктуры гражданского сектора аэропорта Петрозаводска. Введена после реконструкции взлетно-посадочная полоса в аэропорту Уфы.


Окончена и реконструкция объектов аэродромного комплекса международного аэропорта Елизово в Петропавловске-Камчатском. Теперь аэропорт может принимать практически любые типы воздушных судов. Реконструируются аэропорты и аэродромная инфраструктура в Саранске, Самаре, Норильске, Хабаровске, Нижнекамске, Воронеже, Кызыле, Ульяновске и ряде других городов.


Продолжается развитие инфраструктуры в морских портах Мурманск, Калининград, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Петропавловск-Камчатский, Ванино, Восточный, Новороссийск, Тамань. Началась эксплуатация порта Бронка в Северной столице. За год объем частных инвестиций в эти проекты составил более 46 млрд рублей.


Грандиозные планы


— В 2017 году продолжится строительство Крымского моста и подходов к нему, а также важнейших участков коридора Европа — ​Западный Китай, в том числе Центральной кольцевой автомобильной дороги и скоростной автодороги Москва — ​Санкт-Петербург. Планируется ввести в эксплуатацию участки дорог на территории Дальнего Востока, Северного Кавказа, Татарстана, Московской, Ленинградской, Калужской, Тверской, Новгородской и Мурманской областей. Будет построено почти 330 км федеральных трасс, еще на 9 тыс. км пройдут ремонтные работы.


Продолжится развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, Московского, Новороссийского, Мурманского железнодорожных узлов, а также узла Восточный — ​Находка, подходов к российским портам, расположенным в Западной Арктике, Балтийском море и Азово-Черноморском бассейне.
На воздушном транспорте предстоит ввести девять взлетно-посадочных полос, в том числе в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу — ​шесть. Предполагается завершение строительства новых пассажирских терминалов международных аэропортов Перми, Анапы и первого этапа международного терминала Калининграда, открытие нового аэропорта в Ростове-на-Дону.


На морском транспорте ввод портовых мощностей составит около 27 млн тонн. В планах — ​развитие портов Тамань, Восточный, Мурманск. Начнется полномасштабная эксплуатация порта Сабетта.


Инфраструктурные объекты будут финансироваться в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на 2017‑2019 годы. Однако для завершения в установленные сроки таких важных и имеющих общегосударственное значение проектов, как БАМ, Транссиб, подходы к Крымскому мосту, железнодорожный обход Краснодара, порт Тамань, Багаевский и Нижегородский гидроузлы, в 2018‑2020 годах необходимы дополнительные средства в размере 200 млрд рублей.