Найти тему

Учёт продаж в небольшом магазинчике (КАК организовать)

Оглавление

Последнее время небольшие магазинчики стали чаще задумываться об учёте. Как сказал один из клиентов, теперь я не могу себе позволить просто снимать выручку и завозить товар. Народ обнищал и нужно правильно работать, чтобы прибыль сохранить. Собственно из-за того, что эти вопросы стали задавать чаще, я и решил выложить эту информацию в сеть.

Есть видео версия этой статьи .... вот ссылка

Честно говоря этот текст мне самому больше понравился 🙂

Самый частый вопрос как учитывать продажи. На вскидку, кажется всё просто. Но, вот как записывать продажи когда у тебя только всяческой лапши позиций 10, а в общей сложности в ассортименте небольшого магазинчика порядка 300 разных наименований. Поставить кассу со штрих-сканером - хороший вариант, но не каждый может себе это позволить, а под час об этом способе просто не задумываются. Магазинчик маленький, предприниматель не молодой и просто боится технологий. Работал всю жизнь по старинке, то есть доверял продавцам, а прибыль покрывала все потери с лихвой и всего всем хватало.

И так, всего есть 2 принципиально разных способа учёта продаж:

Продал - записал

Совсем не обязательно для такого способа городить современный огород с техническими ухищрениями. Достаточно правильно организовать запись продаж. Кроме того, нужно учитывать, что данный способ без всяких там автоматизаций работает в следующих случаях:

Маленькая проходимость магазинчика (до 5 покупателей в час)

Маленький ассортимент (не более 10 позиций)

Если больше, и очень хочется записывать продажи сразу, то нужно прибегать к каким то средствам автоматизации. В некоторых случаях не особо сложных, а в некоторых придётся достаточно серьёзно вложиться - все зависит от проходимости и ассортимента. На практике получится так, что тем, кому реально нужно заморочится на эту тему, у тех и возможность есть. Главное без фанатизма.

У этого способа есть неоспоримые плюсы, но о них чуть позже, вначале расскажу о втором варианте.

Продавал неделю, посчитал остатки.

Этот способ достаточно прост. Нужно проводить инвентаризацию по окончанию каждой смены. Когда один продавец меняется с другим. Если этого нет, то просто раз в неделю проводить инвентаризацию. Так как мы знаем сколько товара было на начало смены, мы сможем определить сколько за смену продали. Главное не забыть сопоставить с полученной выручкой, не забыть учесть тот товар, который вам привёз поставщик, ну или вы сами завезли в магазинчик.

Вот теперь можно поговорить о плюсах и минусах двух этих подходов.

Продал-записал - звучит просто, но этот способ очень требователен к правилам ведения записей. Нужно хорошо продумать, как Ваш продавец будет записывать каждую продажу. Естественно, можно пойти простым путём - завести тетрадочку и пусть записывает. Но, это удобно и допустимо только тогда, когда проходимость небольшая. Если поток покупателей достаточно большой, то избежать путаницы с тетрадочкой будет сложнее. Имеет смысл задуматься и о том, что разные категории товара лучше записывать по-разному.

Недавно подсмотрел в кафе очень интересную идею записи продаж кофе (небольшое кафе в здании, где я тружусь). На кофе машине нарисованы столбцы и продавец просто ставит палочки. Удобно и быстро.

-2

В последующей статье расскажу как правильно создать бланк для такого рода записей. Если нужно срочно, спрашивайте в комментариях, постараюсь подсказать.

Вот список основных "пряников" записи каждой продажи

Когда Вы записываете каждую продажу очень удобно анализировать продажи - можно отследить особенности трафика покупателей и делать выводы из этой информации.

Нет необходимости делать длинные смены, продавцы могут меняться 2 через 2 дня или в любом другом графике. Как таковой пересменки не происходит.

Очень удобно контролировать запасы товара и регулировать закупки.

Легче контролировать выручку и выводить на "чистую воду" вороватых продавцов.

Инвентаризацию не нужно делать так часто.

Если говорить о минусах...

Нужно правильно организовать запись продаж.

Инвентаризацию делать все равно нужно, хотя и реже.

При большой проходимости и большом ассортименте нужно вложиться в автоматизации, а потом держать под рукой специалиста, который сможет обеспечивать работоспособность системы автоматизации. Специалист должен быть способен отреагировать оперативно, иначе работа встанет.

Теперь о минусах и плюсах второго способа (продавал неделю, посчитал остатки)

Этот способ один из распространённых и часто продавцы, работая у вас, могут совмещать (честно говоря, не могу с уверенностью сказать, что это такой уж плюс - более независимый сотрудник) - для такой системы немного полегче найти персонал.

Требования к ведению записей более демократичны, по сути продавец ведёт только учёт выручки и поставок товара.

Вот и все плюсы ;)

Дальше минусы....

* Сложнее управлять ассортиментом и закупками, приходится больше доверять продавцам.

* При такой системе учёта продавцы чаще кредитуются в кассе магазина.

* Чаше возникает просрочка товара

* Если вы захотите проанализировать всяческие маркетинговые особенности своего магазинчика, придётся придумывать дополнительные инструменты.

* Инвентаризация - это серьёзный процесс, который потребует достаточно много времени.

На самом деле, каждый из этих способов учёта хорош по-своему. Нужно просто выбрать подходящий именно для вашего магазина / кафе и т.д. Главное, чтобы "шапка по Сеньке была". Нужно понимать, что у каждого способа есть свои тонкости и освоив их, вы получите вполне себе эффективную систему учёта товара и ощутимо уменьшите потери в своём бизнесе.

Вот собственно и все моменты учёта продаж. Так сказать основы. Естественно хитростей и тонкостей хватает, я постараюсь о них рассказать в последующих публикациях.

Спасибо дочитали мою публикацию. Буду искреннее признателен за вопросы и отзывы