22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода "Коммунар" на Украине сошла первая промышленная партия автомобилей "Запорожец" – ЗАЗ-965.
В конце 1950-х годов партией и правительством был поставлен вопрос об углублении автомобилизации страны. Советская легковушка виделась как предмет максимально длительного пользования – прочный, долговечный, пригодный для многократных ремонтов. А еще – универсальный, на все случаи жизни. Ведь машина будет куплена человеком на многолетние сбережения и, как правило, не только одна на всю жизнь, но и одна на всю ближнюю и дальнюю родню.
Ставить вопрос, что "Заорожец" копирован с Fiat нельзя - нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 года), который "знатоки" называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев...
На облик не только итогового варианта, но и множества прототипов "Запорожца" повлиял ряд факторов. Во-первых, потребность создать компактную микролитражку, способную "выживать" в непростых природных условиях разных уголков СССР, обязывала создателей сделать автомобиль заднеприводным и заднемоторным, что позволяло и сохранить высокую проходимость, и избежать громоздких габаритов в конструкции автомобиля.
Интересно, но так изначально мог выглядеть "Запорожец" -
Этот проект родился в сотрудничестве с Ирбитским мотоциклетным заводом. Проект получил название "Белка" в честь знаменитых ирбитских пушных ярмарок. Внешне автомобиль был поистине уникальным: "подрезанный" спереди кузов, расположенный сзади мотор, дверь для посадки на задние сиденья только с правой стороны.
Автором этой экстравагантной конструкции стал основоположник советской школы автодизайна Юрий Аронович Долматовский.
Но оригинальная "Белка", к сожалению, из-за своей экспериментальной конструкции оказалась недостаточно безопасной и герметичной.
Выпущена первая партия автомобилей "Запорожец".
Благодарю за внимание!
Буду рада комментариям и подписчикам!