Найти тему
The Edinorog

Пять лет клубу стартапов-единорогов. Почему их стало так много?

Оглавление
Photo by James & Carol Lee on Unsplash
Photo by James & Carol Lee on Unsplash

Пять лет назад основатель и партнер венчурного фонда Cowboy Partners Айлин Ли придумала понятие «единорог» — стартап, оцененный в $1 млрд. (Спасибо ей и за название нашего блога) Тогда же вышла ее статья на TechCrunch «Добро пожаловать в клуб единорогов». В 2013 году Айлин Ли насчитала 39 «единорогов». В марте 2018 года их было 279, а сейчас уже 376 таких стартапов. Предприниматель Ховье Ксу (Howie Xu) подсчитал, что за первые девять месяцев 2018 года единороги в среднем появлялись раз в четыре дня (!!!). В своей статье Ксу решил изучить, как изменились единороги за эти пять лет.

Как пишет Ксу, такое распространение единорогов вызывает вопросы. Насколько искусственно теперь рождаются единороги? Означает ли такое иррациональное изобильное то, что инвесторы участвуют в исполнении желаний и создают магию там, где ее не существует?

В оригинальной версии единорогом считалась «софтверная компания, базирующаяся в США, основанная после 2003 года и оцененная инвесторами в $1 млрд». Сейчас понятие изменилось. Самое популярное определение, которое использует и Wikipedia, гласит, что «единирог — это непубличная компания с текущей оценкой $1 млрд и более». Ушло два ограничения: компания-единорог теперь могла заниматься не только софтверным бизнесом и находиться необязательно в США. Как пишет Ксу, такие компании до сих пор остаются редкими, но уже не столь редкими, как раньше. Если пять лет назад в год появлялось 10 единорогов, то в 2018 году ожидается появление 100 единорогов (по состоянию на 8 ноября их было уже 88 штук).

Мегараунды инвестиций

Стартапы получают звание единорога и благодаря ставшим очень популярными мегараундам инвестиций на сумму более $100 млн и более. Сейчас такие сделки случаются в 10 раз чаще, чем это было 5 лет назад. В 2013-м году было около четырех мегараундов в месяц, сейчас, по данным Crunchbase, их в среднем около 40. По сути, начиная с 2015 года, выход на IPO перестал быть главным способом привлечь нужную сумму для компаний уровня единорога.

-2

Как пишет Ксу, единороги привлекают деньги не только от традиционных венчурных фондов, но и не столь традиционных, вроде SoftBank, суверенных фондов, фондов прямых инвестиций, фондов взаимных инвестиций. Инвесторы хотят воспользоваться возможностью создать стоимость компании. Наверное, мало кто сейчас понимает, что Amazon, Microsoft, Cisco и Oracle вышли на биржу при оценке менее $1 млрд. Только Microsoft удалось пробить отметку в $500 млн. Но сейчас эти компании вместе стоят более $2 трлн. Это значит, что грандиозная капитализация этих компаний была создана после выхода на биржу. Сейчас инвесторы осознают, что оценка будущего гиганта создается на стадии до IPO, и он не хотят пропустить это.

Согласно статистике, инвесторы по всему миру за этот год вложили в 20 000 компаний на seed-стадии или во время ангельских сделок около $13 млрд. Для сравнения, SoftBank вложил эти же $13 млрд в ходе всего двух сделок — в Uber и WeWork. SoftBank относится к нетрадиционному венчурному миру, который видоизменил понятие pre-IPO и создал новую категорию венчурных инвестиций.

Единороги дольше остаются непубличными

Расширение списка потенциальных акционеров, огромный объем средств на непубличном рынке, желание основателей работать с инвесторами, которые разделяют их желание оставаться непубличными — все это привело к тому, что нынешнее поколение единорогов предпочитает дольше не выходить на биржу.

Недавно Илон Маск думал о том, чтобы сделать Tesla вновь непубличной, выкупить акции с рынка. Это вызвало скандал и так и не случилось, но такие мысли отражают менталитет многих предпринимателей из клуба единорогов. Но тем не менее большинство CEO единорогов понимают, что выход на биржу рано или поздно неизбежен. Инвесторы заставят это сделать, потому что они в долгосрочной перспективе ожидают больше финансовой прозрачности и больше рычагов управления.

Единороги появляются и за пределами США

Нынешний клуб единорогов очень глобален. На США на самом деле приходится только 40% компаний. Столько же у Китая. Причем, согласно статистике Crunchbase, Китай даже обходит США на три компании — 149 проти 146. В 2013-м единорогом могла стать только компания из США, а в Китае тогда было только три таких компании — Xiaomi, DJI и Vancl.

-3

Произошло и еще одно изменение. В Китае появляются компании-единороги, ориентированные на потребителя (Toutiao, Meituan-Dianping, Didi), а американские единороги держал баланс между обычными потребителями и enterprise-сегментом. Одним из впечатляющих доказательств того, что Китай обыгрывает США по числу единорогов, ориентированных на клиентов, является тот факт, что объем мобильных платежей в Китае больше в 100 раз.

Советы начинающим предпринимателям

С момента появления клуба единорогов изменилось многое. Но советы, который Айрин Ли давала в своей статье молодым предпринимателям по-прежнему актуальны. Например, исследование Ли показало, что у большинства единорогов было несколько основателей. Многие сооснователи имели опыт совместной работы до момента основания компания. Это же актуально и сейчас. Как в Китае, так и в США. Например, сооснователи китайской компании Meituan-Dianping (была оценена в $50 млрд во время IPO в сентябре 2018-го) вместе ходили в школу и уже основывали компании вместе.

Но появились другие интересные тренды. Например, за последние три месяца в США появились сразу четыре новых единорога (PagerDuty, Gitlab, Jfrog и HashiCorp), которые смогли добиться успеха, продавая свой продукт напрямую разработчикам, а не традиционным IT-компаниям или бизнес-покупателям. Или три китайских SaaS-ориентированных компании (Beisen, DaSouChe и Weimob) смогли поднять мегараунды инвестиций. Эти тренды открывают молодым предпринимателям новые возможности и пути для взращивания своего единорога.

Новая норма изменит венчурные инвестиции

Многие сейчас говорят о том, что «размер пузыря уже больше, чем в 2000 году». Реальность в том, что хотя количество компаний, проинвестированных венчурными инвесторами за 5 лет, превысило отметку 100 000, единороги по-прежнему появляются в одном случае из тысячи. Но рост числа единорогов привел к появлению новых норм, как для предпринимателей, так и для инвесторов. Мегараунды — это новая норма, долго оставаться непубличными — новая норма, появление единорогов по всему миру — новая норма. Венчурные капиталисты создали новое поколение стартапов. И эти же стартапы вынуждают венчурный бизнес перестраиваться, чтобы продолжать поддерживать компании, которые они создали.

Читайте также: 10 китайских стартапов-единорогов, за которыми предлагает следить Wired