Весь перечень того, что из России экспортируют в Турцию на судах "река-море", можно перечислить по пальцам одной руки. Это зерно, уголь, металлолом, реже - пиломатериалы и ещё реже корм для животных. Всё.
Почти за 10 лет этой работы ничего другого возить не пришлось. Опишу, как проходит такой рейс, скажем, из Азова в городок Бандирма на Мраморном море, где мне пришлось бывать довольно часто. На карте он обозначен такой каплей, а стрелками и другие порты в этом районе, где довелось разгружаться.
Зерно - это обычно пшеница, гораздо реже ячмень и один раз мы привезли горох. Причём прямо в порту турки пересыпали его в контейнеры и грузили на турецкое судно. Спросили их, а зачем - мы ведь и сами могли его туда доставить? Ответили - а он пойдёт на экспорт уже как турецкий. Места надо знать, где его можно продать подороже :)
На верхнем снимке Дон в Азове, видны элеваторы. Суда явно загруженные уже и ожидают закрытия границы, без этого в рейс не уйдёшь, а ждать прибытия властей для оформления отхода приходится иногда очень долго, элеватору нет смысла держать их у причала, очередь на погрузку всегда есть.
Но вот она дошла и до нас. Невзирая на время суток судно швартуется у элеватора и тут же начинаем откачивать за борт балласт, около тысячи тонн воды, который придавал остойчивость пустому судну. На это даётся восемь часов. И даже только по балласту со всеми тонкостями, с ним связанными, я мог бы написать полноценную статью, но наверно в другой раз. Грузоотправитель обычно добивается, чтобы в балластных танках оставалосьне более сантиметра воды, чего при изношенности судна добиться не просто, там грязи и ржавчины обычно гораздо более толстый слой.
Постоянно производим замер уровня фтштоками, металлическими линейками на тонких линях, опускаемыми в так называемые замерники, а проще - вертикальные трубы, идущие с палубы до дна балластных цистерн. Обычно они закрыты пробками с резьбой. Пробки зачастую делаются из цветного металла и их очень любят тайком выкручивать арабы и прочие угнетённые,чтобы потом этот цветняк продать. Но только не турки, там я такого паскудства не встречал.
Балласт откачан, начинается погрузка. Открываем крышки трюмов, очень хорошо, когда сухая погода, а если переменные осадки - это безумный геморрой, с каждой моросящей тучей надо трюмы закрывать, а это вам не дверь захлопнуть. Туча прошла - снова открывать, вот так и резвишься всю вахту.
Способов погрузки достаточно много. Сейчас в основном от элеватора оборудованы конвейеры и зерно течёт сплошным потоком. Вот более цивильная разновидность, пыли немного:
А если грузить грейфером или вот так,
пыль вздымается густым облаком, закрываем все иллюминаторы, световые люки в машине, вырубаем вентиляцию. После такой погрузки судно покрыто слоем этой пыли, а в районе трюмов ещё и прилично насыпят самого зерна. Тут же нередко налетают тучи голубей-дармоедов и пронырливых воробьёв.
Зерно грузится по самые крышки всех четырёх трюмов, как раз садимся по ватерлинию. Матросы под водительством боцмана сметают зерно с посадочных мест крышек, чтобы они сели плотно и даже при захлёстывании судна волной груз остался бы сухим. После уточнения веса принятого груза, который уточняют ещё, спускаясь за борт и фиксируя осадку по маркам, нанесённым на борт, оформляются документы, крышки трюмов пломбируются. Мы отходим от причала и становимся на якоря в ожидании властей.
Долго ли, коротко, но приходит момент, когда мы отправляемся в путь. Мелькают заросшие камышом берега Дона и домики на его берегу. Некоторые до сих пор крыты камышом, чтоб вы знали :) Если это происходит днём, палубная команда принимается сметать просыпанное зерно за борт. Иногда его бывает довольно много, меня всегда досада брала - это не одно домашнее хозяйство можно было бы месяцами прокормить. Потом запускается пожарный насос и всё судно сверху донизу моется. Но если дело происходит зимой, то придётся подождать, пока войдём в более тёплые воды.
Через сутки проходим Керченский пролив, справа проплывают крымские горы и у мыса Сарыч поворачиваем в сторону Босфора. В проливе установлено одностороннее движение - какое-то время суда идут только на юг, потом в обратном направлении. Так что почти всегда приходится становиться на якорь справа от входа в пролив и опять ждать очереди.
В проливе на борт на ходу поднимается лоцман. Сколько бы не проходил Босфором - никогда при возможности не уставал любоваться его берегами. Стамбул продолжает занимать всё новые территории, разрастаясь на север. Пролив кишит всевозможными судами и можно встретить настоящие раритеты:
Мне очень нравится эта небольшая мечеть на берегу:
Прошли под мостом:
Другой берег:
Справа остаётся Айя-София
и мы выходим в Мраморное море. Оно довольно небольшое, но движение по нему весьма оживлённое, надо держать ушки на макушке. Постоим немного на рейде Бандирмы - и в порт. Выгружают тут грейферами, примерно вот так, но это не зерно, скорее, удобрение:
Обычно на берегу стоят специальные конструкции, вроде огромных квадратных воронок. Грузовик подъезжает под неё и грейферу не надо целиться в кузов, он сыпет в воронку навскидку, а зерно аккуратно загружается в кузов, получается быстрее. Большегрузные машины следуют друг за другом как муравьи, разгрузка идёт довольно быстро, но между вахтами можно выскочить в город.
Бандирма известна тем, что здесь прозвучали последние выстрелы Первой мировой войны, в честь этого здесь установлен монумент в виде огромных винтовок в козлах. Подробностей в интернете я не нашёл, но поскольку Турция была союзником Германии, думаю, сюда к тому времени могли уже добраться экспедиционные войска Антанты. Особых достопримечательностей здесь нет, обычный турецкий приморский городок. Помню, джинсы я там себе купил. С дисконтом :)
Несколько моих снимков с его улиц. Местный Биг-Бен:
У мечети как обычно место для омовений. Традиционно из мрамора, недаром и море так называется:
Как и везде в Турции, на одних улицах оживлённое движение, причём повсеместно много молодёжи:
Аздесь проходило какое-то праздничное мероприятие:
На других улочках в тени деревьев царит покой и везде чем-нибудь торгуют:
Но пора уже возвращаться на судно. Как всегда, и я не помню других вариантов, несколько тонн не хватает, неважно, измеряют ли вес замером осадок или весами на проходной порта:) Турки начерно зачищают трюмы с помощью маленьких юрких погрузчиков "Бобкэт" и лопат. Нам ещё предстоит мыть их в море начисто. Это обычная практика и неважно, что следующим грузом может быть уголь или металлолом.
Сразу начинаем принимать в цистерны балласт. Наш путь лежит в сторону Босфора и далее на север к родным берегам. И первым из-за горизонта покажется Крым:
И всё повторится вновь.