Не так давно на нашем сайте появилась новость, что столичная милиция распродает свой автопарк. Однако на странице в социальной сети была размещена информация только о машинах, которые стояли на службе у минского подразделения МВД, лишь малая часть всего того, что продается по республике. Реализацией же всей техники, принадлежащей различным ведомствам страны, занимается РУП "Белспецконтракт". Корреспондент ABW.BY изучила, какую технику продают военные, МВД и КГБ.
Как приобрести имущество?
С полным перечнем реализуемых товаров можно ознакомиться на сайте унитарного предприятия. Кроме автомобильной и специальной техники, двигателей внутреннего сгорания там есть и различные бытовые вещи: посуда, одежда, в том числе защитная, оборудование связи, навигационное оборудование, горюче-смазочные материалы и т.д. На сайте предприятия выставлена информация обо всем реализуемом на возмездной основе высвобождаемом имуществе Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь. Как пояснили в организации, различные ведомства имеют право рекламировать свою продукцию самостоятельно, однако реализация проходит только через РУП "Белспецконтракт" - это прописано на законодательном уровне.
Чтобы приобрести транспортное средство или иное имущество, необходимо оформить договор купли-продажи и произвести оплату в банке, после чего самостоятельно забрать покупку. Покупатель имеет право осмотреть имущество перед оформлением сделки. Для этого ему необходимо выбрать интересующее его имущество в каталоге на сайте, уточнить по указанным там же номерам телефона, не находится ли оно на осмотре другим человеком, а после с паспортом приехать в офис организации на ул. Казинца и заполнить заявление на осмотр или приобретение имущества. Имущество хранится в воинских частях, из которых оно реализуется через РУП "Белспецконтракт", поэтому покупатель при желании осмотреть автомобиль получает пропуск, который будет действителен в течение трех дней, согласовывает время осмотра по указанному в нем номеру телефона и приезжает на осмотр. После совершения осмотра покупателю необходимо по телефону или лично сообщить в РУП "Белспецконтракт" свое решение, будет он приобретать данную технику или нет. Как указано на сайте, возможна проверка покупателем работоспособности имущества с использованием принадлежащих ему расходных и эксплуатационных материалов, то есть при необходимости человек имеет возможность взять с собой в воинскую часть аккумулятор или топливо, только для этого необходимо будет в самой части выписать материальный пропуск на внос или ввоз данных материалов.
Если покупатель выражает согласие на приобретение техники, он подписывает договор купли-продажи, получает счет-наряд на оплату в РУП "Белспецконтракт" и платит сумму, указанную в нем. После того как денежные средства поступят на счет предприятия, покупателю выдается счет-наряд на получение оплаченного имущества, который будет действовать в течение 15 дней со дня оплаты.
Погрузочно-разгрузочные работы, вывоз и доставка имущества до места хранения осуществляются силами покупателя либо нанятого им перевозчика. Как указано на сайте, все реализуемое через РУП "Белспецконтракт" имущество является бывшим в употреблении, не обеспечивается тарой, маркировкой, упаковкой, не имеет гарантии и не подлежит возврату и обмену.
Какая техника реализуется?
Сайт предприятия прост и удобен, найти нужное на нем не составит никакого труда. Все товары размещены в разделе "Каталог товаров", куда легко попасть с главной страницы. Если нас интересуют автомобили или иная техника - переходим в раздел "Автомобильная и специальная техника". Запчасти нужно искать в разделе "Автомобильное оборудованиеи запчасти". Внутри раздела можно сделать сортировку по типу техники, реализующему ее ведомству, местонахождению, стоимости, степени износа. Некоторые товары сопровождаются одним или несколькими фото. Если воинская часть вместе с документами на реализацию предоставляет фотографии, они загружаются на сайт, если нет - объявление размещается без них.
В категории "Автобусы" значатся 14 единиц техники. Среди них есть автобусы ПАЗ, КАВЗ, МАЗ, несколько оборудованных для перевозки пассажиров ГАЗелей и автозак. У всех транспортных средств значится износ от 70 до 90%, выпущены многие из них в начале 2000-х. Самым молодым транспортным средством в этой категории можно назвать милицейский ГАЗ-32213 2006 г.в., находящийся в Гомеле. На сайте значится пробег транспортного средства - 224.871 км, стоит автобус 3018 руб., износ значится на уровне 90%. Судя по фото, новому владельцу придется бороться с коррозией - "жуки" есть практически на каждом элементе, но кузов скорее жив, чем мертв. Обшивка салона "уставшая", но еще "живая". Информации о ходовой и двигателе в интернете нет, поэтому мы позвонили по указанному телефону и узнали, что конкретно этот автобус на ходу.
ГАЗ-322132 2002 года, также принадлежащий МВД и находящийся в Мядельском районе, в полтора раза дешевле - 1751 руб., но этим оправдано его состояние и пробег, который в полтора раза больше, чем у предыдущего автомобиля, - 336.676 км. Износ также на уровне 90%, но по фото заметно, что кузов машины в очень плохом состоянии: местами проржавел насквозь, в одном месте прежний владелец уже поставил латку. Состояние обшивки сидений оценить по фото не представляется возможным - на всех сиденьях она защищена чехлами. Единственное, что заметно, - обшивка водительского сиденья вместе с чехлом протерта до дыр.
Состояние автобусов ПАЗ 2005 и 2006 годов выпуска, принадлежащих МВД, кардинально разнится - самым достойным экземпляром, судя по фото, можно назвать ПАЗ-3205 2005 года, находящийся в городке Околица Минского района. Кузов и салон автобуса выглядят практически идеально, коррозии на фото не видно, салон и сиденья чистые и целые. Процент износа, указанный на сайте, - 90, пробег - 157.563 км, цена - 3800 рублей.
За эту же цену в том же месте продаются еще два автобуса той же модели и того же года выпуска, однако с кардинально различными пробегами. ПАЗ, пробежавший 63.678 км, как и его "сослуживец", имеет вполне ухоженный салон, возможны небольшие проблемы по кузову.
Экземпляр, одолевший 242.320 км за 12 лет, имеет заметные проблемы с кузовом, которые в принципе устранимы.
Интересно также то, что в части продается еще один ПАЗ-32053, но моложе - 2006 г.в., имеющий небольшой относительно других пробег 82.608 км, однако его состояние отличается от них в худшую сторону - днище автобуса в некоторых местах прогнило насквозь. Мы позвонили в воинскую часть и узнали, что все представленные автобусы на ходу, чтобы их оценить, нужно приезжать и смотреть. По мнению сотрудника части, лучшими как раз считаются экземпляры, на которые мы сразу обратили внимание. Он выразил опасение, что какой-то из них уже забрали: "Вы уточните в "Белспецконтракте", чтобы автобусы не купили еще. И перед тем как ехать к нам, звоните, чтобы человек был на месте, который будет его вам показывать".
Самый дорогой в списке автобусов - ПАЗ-3502 2002 года, находящийся в Минске, - 4100 рублей. Его пробег - 111.780 км. Судя по информации на сайте, кузов автобуса требует внимания, о технической части сказать ничего нельзя.
Шасси автомобиля ГАЗ-66-05 1979 г.в. с кузовом-фургоном К-66 обойдется в 2800 рублей. Пробег, указанный на сайте, - 53.582 км, степень износа - 80%. Находится механизм в Минском районе, в военном городке Околица.
Грузопассажирских ГАЗов и УАЗов в каталоге 12 единиц. УАЗ-39094 1999 года, по данным портала, имеет наименьшую среди всех автомобилей степень износа - 35,1%. Машина находится в Дзержинске, принадлежит Госпогранкомитету, имеет пробег 307.174 км и обойдется покупателю в 3097,9 рубля. К слову, данная цена установлена с учетом 60-процентной уценки. Фотографий, к сожалению, нет.
Все машины, фото которых есть в этой категории, требуют вложений. ГАЗ-2705 2005 г.в. с пробегом 133.797 км, принадлежащий МВД и находящийся в Витебске, несмотря на свою молодость относительно других представленных машин, выглядит откровенно плохо - коррозия затронула половину элементов его кузова. Но стоит машина всего 1569,4 руб. - если все остальное в норме, можно взять на запчасти.
Его ровесник ГАЗ-2705-415 из Бреста, несмотря на вдвое больший пробег (228.987 км), выглядит откровенно лучше. И хотя коррозия не пощадила, кажется, ни одного элемента, на кузове нет сквозных дыр. Стоит машина 2522,5 рубля.
Самая дешевая машина в списке - ГАЗ-3221 1997 года. Она обойдется покупателю всего в 930,4 рубля. К сожалению, фото машины не прилагается. Из двух милицейских УАЗ-39629 2005 г.в., которые продаются в Гомеле, несмотря на больший пробег, выглядит лучше тот, что стоит 2600 рублей. Хотя ржавчина не пощадила и его, кузов был аккуратно залатан и покрашен, но новому владельцу однозначно придется заменить лобовое стекло.
Со вторым, стоимость которого составляет 2000 руб., новому хозяину еще придется повозиться - в салоне беда, немало нюансов по кузову. И это все при условии, что обе машины на ходу и не требуют серьезного ремонта по механике.
За 8817,7 руб. можно приобрести седельный тягач МАЗ-54331 1991 года. Машина имеет пробег 322.851 км, степень износа - 50,9%, находится в Гродно. Детские по меркам советского грузовика пробеги имеют три автомобиля МАЗ-537 1988 и 1979 годов выпуска - не больше 40.000 км. Все три машины находятся в Старых Дорогах, стоимость их кардинально разнится: от 8500 до 21.330,30 рубля. Фото в каталоге нет.
Внедорожный ВАЗ-21213 2004 года, находящийся в Гомеле, прошел за время службы 217.936 км. Машина обойдется в 2000 руб., или почти 1000 долларов. Судя по фото, машина на ходу и будет идеальна для поездок в лес, однако потребует работы - из-за не очень качественной окраски уже проступает ржавчина. На нашем сайте авто этой же модели, выпущенные в конце 1990-х - начале 2000-х, стоят в пределах 1500-2500 долларов, однако пробеги большинства из них примерно в 4 раза меньше, чем у служебного автомобиля.
Всего за 3335 руб., или полторы тысячи долларов за каждый, продаются два УАЗ-315195-030 2007 года, принадлежащих МВД, находящихся в Минске и имеющих пробег в районе 150.000 км. Информации о двигателе и ходовой нет, но видно, что у обоих автомобилей серьезные проблемы по кузову.
Еще три УАЗ-31519, предлагаемые за 2530 руб., имеют такие же проблемы. По указанному на сайте номеру телефона нам сообщили, что примерно год назад машины, когда становились в гараж, были на ходу, но с тех пор не ездили. Что касается коррозии, то сотрудник ответил, что нужно приезжать оценивать все самостоятельно, и пояснил, что коррозия есть на всех авто.
"Надо приезжать с аккумулятором и смотреть. С собой желательно возьмите хотя бы литр 92-го бензина", - сказали нам по телефону.
На нашем сайте УАЗ-3151-31519 2005 г.в. с пробегом 87.000 км в хорошем состоянии продается за 5855 руб., или примерно 3000 долларов. Авто с серьезными проблемами по кузову можно найти за 900 -1000 долларов.
Грузовики - одна из наиболее обширных категорий на сайте. ГАЗ-33021 1999 года с грузовой платформой с тентом, имеющий пробег 251.074 км и продаваемый МВД в Могилеве, стоит всего 800 рублей. Его внешнее состояние нельзя назвать хорошим - кузов сильно пострадал от коррозии, местами она сквозная. ГАЗ-330 1993 г.в. тоже насквозь изъеден ржавчиной - в полу сквозные дыры. Указанный пробег - 200.058 км, цена - 1700 рублей. На нашем сайте грузовой ГАЗ-3321 1997 года "в хорошем состоянии", как написал владелец, и с пробегом 258.000 км обойдется в 3000 рублей, или примерно 1500 долларов. Машина 2003 г.в. с пробегом 89.000 км будет стоить уже больше 2000 долларов.
Фотографии машин есть далеко не везде. Судя по фото, неплохим экземпляром может быть ЗИЛ-131 1985 года. Машина находится в Минском районе, имеет пробег 155.280 км. Хотя значится степень износа 90%, машина выглядит очень бодро - мы не заметили на фото ни намека на ржавчину. Стоимость грузовика - 2600 рублей. Самая дорогая машина в категории - МАЗ-54331 1991 г.в. с пробегом 139.984 км, находящийся в Молодечно. Машина принадлежит КГБ, фото продавцом не предоставлены, стоимость - 9238 рублей.
Из микроавтобусов нас заинтересовал самый дорогой в категории Volkswagen Transporter T4 2001 г. в. Пробег авто - 478.751 км. Фото нет, однако по телефону нам сказали, что машина "поймала" камень, требует немалых вложений - серьезные вопросы есть и по кузову, и по механике. Просят за нее 9457,2 рубля. На нашем сайте стоимость такого же авто на ходу с пробегом 300.000 км начинается от 9758 рублей.
Одна из самых дорогих легковушек - Roewe-750E 2010 года. Стоимость авто - 9314,40 руб., и это цена после переоценки, сниженная на 20%. Машина находится в воинской части в Минске. Так как на сайте не оказалось фото, мы решили посмотреть ее лично.
Для этого проходим все этапы: едем в офис РУП "Белспецконтракт", выписываем пропуск, договариваемся о встрече в части. В среду, в день нашего посещения, с самого утра в офисе многолюдно - минимум три человека планируют осмотреть или приобрести автомобили. У одного из них интересуемся, что он покупает или смотрит, для каких целей.
"Мы планируем приобрести две единицы: кран "Ивановец" на самоходном шасси МАЗ и автобус, оба берем для работы. Машины уже посмотрели, состояние нас устроило, хотя техника старая. Пыхтит, но работает. Как по эксплуатации будет дальше, время покажет, как-никак 30 лет. Технику здесь приобретаем впервые - о том, что ее здесь продают, подсказал товарищ".
В воинской части нас встречают на КПП и провожают к автомобилю. Сделать пару фотографий нам разрешили, главное условие - чтобы в кадре не было других машин, зданий и людей.
Автомобиль в "полном фарше": кожаные сиденья, люк, кондиционер, полный электропакет, коробка-"автомат". Машина в хорошем техническом состоянии, как уверяют парни, которые показывали ее нам, бита не была. Кузов для 10-летней "служебки" - в отличном состоянии, если не считать нескольких мелких сколов краски, где металл только-только начал окисляться. В целом шикарный вариант почти за 5000 долларов, если бы не одно но - автомобиль в Беларуси редкий, и если по механике многие запчасти к нему подойдут от Rover 75, то кузовные детали придется заказывать из Китая.
Mercedes Benz S-Class 1998 года - самый дорогой в базе, стоит 15.715,1 рубля. По словам ответственного сотрудника, машина на ходу, проблем по кузову нет. Автомобиль в богатой комплектации: кожаные сиденья, электропакет, исправный люк. Пробег составляет 320.865 км. Возможно, вскоре найдется желающий купить настоящий "премиум" за 8000 долларов - это цена уже с 20-процентной скидкой.
На сайте немало милицейских ВАЗов начала 2000-х по цене около 1000 рублей. Среди них есть машины на ходу, а есть те, которые, несмотря на относительную молодость, можно взять только в качестве запчастей.
Есть и иномарки стоимостью до 1000 долларов. Например, Opel Vectra 1997 г.в. продает Комитет государственной безопасности в Минске. По словам ответственного сотрудника, машина на ходу, но потребует вложений - есть устранимые нюансы по кузову. Пробег - 614.920 км, цена с 40-процентной скидкой - 1675,6 рубля. Стоимость такого же авто на нашем сайте начинается от 1680 руб., однако не указано, на ходу ли авто.
Еще один Opel, принадлежащий КГБ и находящийся в Минске, - Opel Omega 1998 года. По словам ответственного сотрудника, машина также на ходу, но нуждается в кузовном ремонте. Уже уцененная на 40%, она стоит 3295 руб., или около 1500 долларов. От этой же суммы начинаются цены на эту же модель этого же года на нашем сайте. В объявлении с этой ценой указано, что машина полностью на ходу, но требует некоторых работ.
Также КГБ продает списанный Jeep Grand Cherokee 1993 г.в. Как нам рассказали, автомобиль также на ходу, в хорошем состоянии. Пробежала машина 280.413 км., цена - 5186,80 рубля.
Во время оформления пропусков в РУП "Белспецконтракт" мы поинтересовались у сотрудников предприятия и покупателей, какую технику чаще берут и для каких целей, не возникает ли проблем с ее постановкой на учет.
Как пояснил помощник директора предприятия Юрий Павлович, приобретают разную технику: и грузовые и легковые автомобили, и шасси, на которые в последующем устанавливается оборудование. Интересуются техникой как физические лица, которые приобретают автомобили под восстановление или на запчасти для ремонта своих авто, так и юридические лица.
"Недавно физические лица брали прицеп с котлом. Он работает на дровах и выдает пар и горячую воду. Такую технику можно использовать даже на даче под отопление. Берут машины и для рабочих целей", - рассказал помощник директора.
Что касается постановки на учет, на предприятии уточнили, что техника, реализуемая через РУП "Белспецконтракт", не относится к технике военного назначения, соответственно никаких дополнительных документов, кроме полученных при покупке, не потребуется. Единственный нюанс - чтобы поставить приобретенный автомобиль на учет в ГАИ, новому владельцу необходимо дополнительно взять на предприятии заключение, где будет указано, что данное транспортное средство не поставлялось по государственному оборонному заказу.
Также мы поинтересовались на предприятии, кто занимается оценкой техники и как часто проводится ее переоценка.
"Мы являемся организацией, которая реализует технику, работаем в соответствии с регулирующими нашу деятельность законодательными актами. Нам присылают документы, где определены расходы ресурсов, тип транспортного средства, его категория, год выпуска и т.д. По этим данным выводится остаточная стоимость ТС. После этого комиссия на основании анализа рынка и прошлых продаж выводит стоимость транспортного средства, которая не может быть ниже расчетной. Если транспортное средство не реализуется в течение двух месяцев, его стоимость может быть снижена. Спустя еще месяц переоценка может произойти повторно, но все равно цена должна быть выше расчетной. Если имущество не приобретают в течение четырех месяцев, мы вносим предложение снизить стоимость ниже остаточной. Так, если будет дано разрешение, цена может снижаться максимум до 80 процентов, но не ниже стоимости металлолома и драгоценных металлов, содержащихся в технике", - прокомментировали сотрудники предприятия.
Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора и с сайта bsk.by
ABW.BY