49,3K подписчиков

"Никакими мастиками вопрос не решить". Реальный опыт эксплуатации кемпера на базе Iveco Daily

21 июля 2017

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить. Поэтому решился отдать 28 тысяч евро за автодом Iveco Daily - и не жалею!"

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.

Понятие "выехать на природу" у каждого свое. Кому-то нравится формат "костер, палатка, удочка", другие предпочитают гостиницы и усадьбы, благо сейчас их в Беларуси довольно много, ну а кто-то хочет иметь все одновременно: красоту дикой природы и почти домашний комфорт. Именно для таких требовательных путешественников и существуют "дома на колесах" - прицепы-дачи и кемперы (автодома).

Однако для Евгения Селиверстова, председателя Белорусской автомобильной внедорожной федерации, жизнь вдали от цивилизации - это еще и часть работы. Являясь организатором и соорганизатором многочисленных внедорожных соревнований, он по роду своей деятельности вынужден много времени проводить "в полях" - на трассах будущих гонок. А поскольку периодически Евгений и сам не прочь погонять по бездорожью, его Iveco Daily частенько буксирует за собой лафет с "боевым" внедорожником, попутно везя на выносном багажнике еще и специальный внедорожный мотоцикл.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-2
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-3
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-4

В общем, ничего, кроме кемпера, Евгению не подходило, потому что даже если бы он купил прицеп-дачу, то для поездки на соревнования в формате "домик, мотоцикл, "боевой" автомобиль" пришлось бы нанимать эвакуатор. А соревнования проходят не только в Беларуси - как ты поедешь на эвакуаторе в Словакию или Чехию? Так что перед последним увеличением растаможки Евгений осознанно продал автомобили, свой и супруги, и стал искать кемпер своей мечты. О том, как это происходило, насколько удобно регулярно жить в доме на колесах, Евгений Селиверстов сейчас и расскажет:

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-5
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-6

"Вообще-то это у меня второй кемпер - первый был поменьше, состояние похуже. Но мне его "удачно" разбили. Почему "удачно"? Потому что с годами жилой отсек стал протекать, а когда я узнал стоимость ремонта, то слегка присел: счет шел на тысячи долларов! И я уже мысленно стал собирать эти деньги, поскольку кемпер был очень нужен, но однажды ночью в припаркованный "домик" врезалась машина. Удар пришелся в заднюю часть жилого модуля, который разошелся в трех местах. В итоге стоимость ремонта насчитали такую, что автомобиль был признан погибшим.

К чему это я говорю? К тому, что стоимость ремонта кемперов и прицепов у нас нереально высока. При этом в большинстве обычных сервисов за это просто не хотят браться - не их специфика, да и работы реально много, к тому же без гарантии успеха. Я в итоге нашел специалистов, которые занимаются ремонтом изотермических прицепов, - вот для них восстановление прицепа или кемпера не составит сложности, но, как уже было сказано, цена вопроса нереально высока.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-7

Поэтому мой вам совет: при выборе прицепа или кемпера первое внимание - состоянию стен и стыков. Подтекает? Неприятный запах? Сырость? Все, прощайтесь с продавцом - здесь нет понятия "чуть-чуть", поскольку, если прицеп начал протекать, его придется ремонтировать за большие деньги, никакими мастиками и замазками вопрос не решить. Да и запах сырости и гнили очень сложно вывести, иначе "перекупы" перед продажей обязательно решали бы эту проблему.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-8
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-9
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-10
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-11

Второй важный нюанс - общее состояние прицепа или жилого модуля. Отлично, если вы нашли экземпляр после первого-второго хозяина, но чаще это будет что-то прокатное в "предсмертном" состоянии. Все прокурено, разорвано, поломано, болтается… В такие кемперы даже заходить неприятно, не говоря о том, чтобы жить здесь.

Именно поэтому операция "Успеть до 1 июля" (имеется в виду дата повышения растаможки) для меня началась, наверное, еще за полгода. Я прекрасно понимал, что будет представлять собой большинство экземпляров. Ситуация осложнялась еще и тем, что мне нужен был именно тяжелый кемпер с мощным мотором и крепкой рамой, чтобы можно было еще и лафет тягать.

Этот Daily нашли в Германии. Отличное состояние, один владелец-немец, малый пробег, "вечный" 2,8-литровый турбодизель, простая конструкция - все, как мечтал. Кстати, повезло еще и в том, что в комплекте шло подвесное крепление для велосипеда или мотоцикла. Оно стоит прилично, чуть ли не полторы тысячи евро, а с самодельным в Европу не поедешь - сертификата нет.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-12
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-13
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-14

Этот кемпер построен по классической схеме 1990-х годов - альковный (альков - надстройка над кабиной) автодом с деревянным полом и пластиковыми стенами из специальных тепло- и шумоизолирующих сэндвич-панелей. Сейчас, конечно, все делают иначе: и материалы другие, и возможности трансформации салона, но и цена у современных моделей совсем другая - здесь уже можно не квартиру, а коттедж купить!

У меня же все по старинке: мебель деревянная, классические диваны-столы-кровати. То есть в зависимости от потребности в салоне может быть либо 6-7 спальных мест, либо два стола с диванами и 2 спальных места в алькове.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-15
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-16
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-17
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-18

Из удобств - душ, туалет, умывальник, холодильник, плита. Обогреватель и кондиционер работают на газу и по моему опыту справляются со своими обязанностями отлично - ночевать в машине можно спокойно даже в морозы. Летом же можно включить кондиционер, но чаще я просто открываю все окна, зашторив их москитными сетками, а над входом натягиваю маркизу. Она раскрывается при вращении специальной рукоятки, а потом нужно выставить опоры, чтобы снять нагрузку с самого механизма.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-19
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-20
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-21
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-22

Эргономика внутреннего пространства продумана хорошо: сидящие за столиком не мешают ходить по машине, нигде не нужно пригибаться. За счет того что жилой отсек слегка расширен по сравнению с кабиной Daily, на заднем диване-кровати можно спать поперек, равно как и в алькове. В душе не тесно даже с моими габаритами.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-23
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-24

Что касается эксплуатационных моментов, то здесь никаких существенных отличий от обычного Iveco Daily. Средний расход - 12-13 литров на "сотню" по трассе. По городу не скажу, поскольку редко приходится ездить на этой громадине по городским улицам, да и желания особого нет.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия, в прекрасном состоянии, ведь кемпер, если он не прокатный, имеет очень небольшой пробег. У обычного Daily в этом возрасте одометр может на второй круг пойти, но для кемпера 150-200 тысяч "родных" километров вполне естественны. Есть экземпляры и с гораздо меньшими пробегами.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-25
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-26
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-27
"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-28

Единственный момент, который не устраивает меня в этом автомобиле, - задняя подвеска. Жилой отсек тяжелый, поэтому машина почти всегда максимально загружена, из-за чего проседают задние рессоры. Я поставил усиленные, но с ними кемпер получился очень жестким, дискомфортным. "Ничего, - думал я, - приработаются, станут мягче". Да, они приработались и действительно стали мягче, но почти сразу же тоже просели. Бороться с этой проблемой планирую с помощью специальных пневмоподушек, которые позволяют "выровнять" автомобиль без ухудшения плавности хода.

Что касается состояния самого жилого отсека, то протеканий или неприятных запахов, тьфу-тьфу, пока нет. А вот пол в задней части уже скоро потребует ремонта. Проблема в том, что элементарная замена деревянных элементов будет очень сложной, поскольку жилую часть невозможно "отстыковать" от рамы автомобиля. Но у меня уже есть пара идей, буду пытаться сделать все сам. Кстати, если будете присматривать себе кемпер, вместе с наружными панелями настоятельно рекомендую также внимательно осматривать и днище: если деревянные панели уже мягкие, значит, скоро потребуется дорогой ремонт.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-29

Вообще, при покупке кемпера или прицепа нужно обращать внимание на каждую деталь, потому что если, допустим, разболтавшуюся дверку или сломавшийся замок можно починить либо самому, либо за копейки, то все другие системы - отопление, кондиционирование, канализация, подача воды - требуют квалифицированного вмешательства и серьезного бюджета. Можно, конечно, "колхозить", но это не всегда приводит к желаемому результату.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-30

Однако при всех "но" и высокой стоимости кемпер - это вещь! В принципе большинству путешественников хватит и прицепа, но если вы ездите далеко, то только кемпер. Тем более что они бывают еще и полноприводные, с большим клиренсом. Для буксировки прицепа вам нужен достаточно тяжелый тягач, чтобы уверенно чувствовать себя на трассе, но при этом у нас вы все равно не можете ехать быстрее 70 километров в час, а про обгоны вообще можно не говорить. А на кемпере, если он достаточно мощный, вы едете как на обычном микроавтобусе. При этом пассажиры прямо во время поездки могут спать на кровати, хотя это и запрещено Правилами.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-31

Другой вопрос, что при нынешних таможенных пошлинах кемпер запредельно дорог. Машины "проходного" возраста, то есть 3-5-летние, для нас непомерно дороги, там реально цена как за дом под Минском. А везти более старую машину экономически невыгодно - стоимость "однушки" в Минске придется отдать за таможенную пошлину. Вот и приходится искать что-то более-менее приличное и относительно недорогое у нас или в России. Кстати, у соседей довольно большой выбор: многие состоятельные люди покупали себе такие игрушки, но практически не пользовались ими. Так что можно найти весьма "живой" экземпляр - вопрос только в цене, которую вы готовы заплатить".

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-32

Справка ABW.BY

Кемперы (имеется в виду автомобиль-дом, а не прицеп) бывают трех типов. Первый - так называемые "вставки": небольшой жилой отсек ставится в стандартный кузов пикапа. Такие вставки могут быть как с жестко зафиксированной, так и с опускающейся-поднимающейся крышей и предлагают минимальный "набор туриста": спальное место, стол, газовая плита…

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-33

Второй тип - так называемые "скрытые" кемперы, когда жилая часть смонтирована внутри обычного с виду микроавтобуса. Пока не заглянешь в салон, не догадаешься, что там есть и мебель, и умывальник, и может быть даже душ с туалетом. И это большой плюс - такая машина привлекает меньше внимания на стоянке и на дороге. Но есть и минус - ширина жилого отсека ограничена габаритными размерами салона микроавтобуса. Кстати, очень часто такие кемперы - результат самостоятельной переделки спортсменами или охотниками, то есть теми, кто часто путешествует и не хочет привязывать себя к гостиницам или ночевать в палатке.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-34

Отдельное направление - "туристические" минивэны и микроавтобусы, которые могут быть оснащены подъемной крышей, спальными местами, холодильником, маркизой и т.д., но при этом не имеют даже умывальника, не говоря уже о душе и туалете.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-35

Наконец, третий тип кемперов - это полностью оригинальные конструкции, созданные специализированными ателье на базе коммерческих моделей. Они также подразделяются на несколько типов: альковные, полуинтегрированные и интегрированные. Альковные - это, по сути, аналоги рассматриваемого Iveco, со спальными местами над кабиной, интегрированные - модели, имеющие только шасси от микроавтобуса, а кабина у них выполнена оригинальной, в виде общего целого с жилым отсеком.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-36

Для нас все это экзотика, но в Европе и в целом по миру существует огромная кемп-индустрия, проводятся слеты, выставки и т.д. Не менее разнообразен и мир моделей кемперов - это может быть как мизерная "надстройка" на малолитражку типа Fiat 500, так и огромный "пентхаус" на базе многоосного грузовика, с несколькими комнатами, роскошной отделкой, сауной и т.д. В общем, хоть с водопадом и вертолетной площадкой.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-37

Но все решает бюджет: чем больше "удобств", тем дороже. Длинная база, увеличенный бак для воды, утепленная модификация, теплые полы - каждая такая позиция стоит приличных денег. С другой стороны, если вам нужна только нормальная кровать, стол, стулья и плита, то можно значительно сэкономить.

Идеальный бюджетный вариант - "скрытый" кемпер в обычном микроавтобусе. Во-первых, все можно сделать самостоятельно и недорого, во-вторых, имея руки, желание и фантазию, можно продумать все так, чтобы обычный фургон достаточно быстро трансформировался в кемпер, а после путешествия - обратно в обычный фургон. Грубо говоря, все можно заносить в салон перед поездкой и выносить после.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-38

Прокат

В Европе существует огромная индустрия проката кемперов. Стоянки новеньких автодомов можно увидеть даже в Польше, не говоря уже о любом приличном европейском курорте. У нас такой вид деятельности еще только зарождается, однако данная услуга уже существует - есть специализированные сайты с предложениями по продаже и прокату кемперов.

Стоимость проката сильно разнится и зависит от сезонности и количества дней аренды. Дешевле всего по понятным причинам в осенне-зимний и зимне-весенний периоды. Если вы берете кемпер больше чем на 21 день, то услуга будет стоить 110 евро в сутки. Весной, летом и ранней осенью при тех же условиях цена поднимается до 120 евро, если хотите взять на 10 дней, будет еще дороже - 140 евро.

При этом клиент обязан внести депозит, а также учитывать многочисленные ограничения: пробег не более 500 км в сутки, домашние животные могут перевозиться только после одобрения собственника, маршрут путешествия также утверждается с собственником и т.д.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-39

Пульс цен

В нашей базе бесплатных объявлений техника для путешествий представлена в двух категориях: прицеп-дача и кемперы (автодома). Рассмотрим несколько вариантов.

Самый доступный - это кемпер на базе Fiat Ducato 1988 г.в. Автомобиль предлагается за $7900, но требуется небольшой ремонт двигателя.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-40

Дороже, но больше и моложе - VW LT35 2004 года. Этот кемпер предлагается за $19.950, но не требует никаких вложений.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-41

Ну а самое дорогое предложение - Ford Tranzit 2006 года за $30.000.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-42

Последний вариант привлекателен еще и тем, что при желании его более-менее бюджетно можно превратить в полноприводный - такие модификации были в заводском исполнении. Поэтому, если найти подержанные детали полноприводной трансмиссии, можно превратить кемпер в 4х4.

"Кто-то покрутит пальцем у виска и купит квартиру, но мне нужен был именно кемпер: постоянно ездить на соревнования и "боевую" машину на лафете возить.-43

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ и из открытых источников
ABW.BY