6 июля отмечается Всемирный день поцелуя. Мы собрали для вас знаменитые произведения искусства, изображающие поцелуй, и рассказываем о каждом.
Густав Климт, «Поцелуй», 1908
Не так уж много найдется картин, которые можно сравнить с «Поцелуем» по частоте цитирования и количеству копий на самых разных, порой даже совсем неожиданных носителях. Любой человек, который хоть раз побывал в Вене, вряд ли устоял перед желанием увезти с собой сувенир с изображением одной из самых знаменитых в мире влюбленных пар.
Орнаменты, которые художник использует для изображения слившейся в любовном объятии пары, не случайны. На протяжении практически всего своего творческого пути Климт пытался донести до публики свое видение двойственности любви. Здесь он передает это ощущение, в частности, через разграничение мужского и женского. Одеяние героя картины расчерчено четкими квадратами и прямоугольниками, в то время как наряд его возлюбленной украшен орнаментом, в котором преобладают более мягкие и «женственные» круги и спирали.
Интересны в «Поцелуе» и еще две детали. Во-первых, как и в большинстве других своих зрелых работ, художник не позволяет зрителю увидеть лицо героя (Климту часто пеняли на то, что ему интересны лишь женщины, в конце концов, он совсем перестал рисовать мужчин). И во-вторых, примечательно то, что Климт изобразил на полотне не сам поцелуй, а лишь его ожидание, предвкушение. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо. И поэтому же пара на полотне не сливается в поцелуе, а пребывает в страстном любовном томлении, в мучительном ожидании слияния.
Рене Магритт, «Влюбленные», 1928
Существует несколько трактовок полотна «Влюбленные». Причем две из них являются полностью противоположными друг другу. Согласно первой, Магритт изобразил на картине олицетворение расхожей фразы «Любовь слепа». Причем слепота эта в данном случае абсолютна: герои картины являются загадкой и для окружающих, и друг для друга, к тому же, они так поглощены страстью, что не видят и не слышат ничего вокруг. Что касается второй, более оптимистической трактовки, мужчина и женщина на полотне сумели постичь любовь такой силы, что способны ощутить настоящую близость, несмотря на любые покровы тайн и разделяющие их преграды.
Вторая версия картины, появившаяся в том же 1928 году, написана совсем с другим настроением. Если первое полотно вызывает какое-то безотчетное содрогание, непостижимое ощущение безысходности или даже страх, то вторая картина, изображающая тех же возлюбленных, наполнена скорее умиротворением и покоем. Магритт переносит своих героев из замкнутого пространства комнаты и их собственного закрытого мирка в полный красок огромный мир, который символизирует пейзаж за их спинами. Лица мужчины и женщины по-прежнему закрыты тканью, но обращены к зрителю, а их позы стали более спокойными и расслабленными. И кажется, будто через тонкие покровы можно разглядеть их улыбки.
Огюст Роден, «Поцелуй», 1882
«Поцелуй» — одна из самых узнаваемых скульптур Огюста Родена. Сотня лет, миллионы зрительских взглядов и растиражированных изображений стерли лишнее, отшлифовали эту скульптуру до межнационального символа робкой, разгорающейся страсти. Мало кто помнит, что герои изображенного Роденом сюжета угодили в ад.
Это одна из работ композиции «Врата ада», изначально созданная для скульптурного оформления входной двери Музея декоративного искусства в Париже.
«Поцелуем» ее назвали позже критики, а для автора это был дантовский сюжет «Франческа да Римини». Франческа — итальянка, жена правителя, воспылавшая страстью к брату мужа. За чтением сладострастного рассказа о рыцаре Ланселоте Франческа и юный Паоло не удержались от поцелуя — и были тут же застигнуты и убиты разгневанным мужем.
История Паоло и Франчески — вечный сюжет, культурный знак, вызывающий прочные ассоциации: невинная страсть, несостоявшийся роман, несоразмерное, несправедливое, жестокое, но законное вечное наказание. Роден как всегда безошибочно отыскивает в этом сюжете точку, из которой статическая по сути вещь, скульптура, обретает динамику. Это момент за сотую долю секунды до гибельного поцелуя — губы влюбленных в этой скульптуре не смыкаются. Здесь и сладкое предвкушение, самый волнительный момент любой земной истории любви, — и бесконечное наказание. Вся история полностью.
До Родена в скульптуре не изображали влюбленных пар. Когда мужчина с женщиной оказывались в пределах одного скульптурного сюжета, это были сцены яростного овладения или похищения, где женщина — жертва. Роден освобождает женское тело, признает за ним особую способность наслаждаться страстью.
В разное время, уже даже в XX веке, «Поцелуй» драпировали и устраивали против него общественные протесты, помещали в отдельной музейной комнате и впускали зрителей только по специальному разрешению. Он стал жить отдельно от «Врат ада». А грандиозный проект «Врат» остался незавершенным.
Жан Оноре Фрагонар, «Поцелуй украдкой», 1780-е
«Поцелуй украдкой» Фрагонара — это блестящая вариация любовного сюжета. Девушка стремительно выбежала из залы, где собралось общество, чтобы взять свой шарф, и в ту же минуту, еще не успев опомниться, оказалась в объятиях возлюбленного. В выражении лица героини читается недоумение, заметно, что она еще не переключилась с атмосферы раута, идущего в гостиной. Она буквально застигнута врасплох. И эту атмосферу неожиданности, ощущение внезапности мгновения Фрагонару великолепно удаётся запечатлеть.
Живописная манера, в которой выполнен «Поцелуй украдкой», совсем не характерна для Фрагонара. Его творческим почерком никогда не была подобная «гладкопись» — скорее наоборот. Фрагонар всегда работал очень быстро, его кисть была легкой и стремительной, и многие из его работ казались современникам незавершенными, эскизными. «Поцелуй украдкой», напротив, выглядит не по-фрагонаровски тщательно проработанным, его поверхность эмалево гладкая, мазки кисти почти не прочитываются. Невероятно достоверной выглядит фактура материалов: атласного платья цвета слоновой кости, полосатого полупрозрачного шарфа, великолепного ковра.
«На исходе 1780-х, словно оглядываясь в свое прошлое, Фрагонар создает еще один шедевр «галантного жанра» — эрмитажный «Поцелуй украдкой», — пишет Сергей Даниэль, автор книги «Рококо. От Ватто до Фрагонара». — Здесь есть и остроумие композиции, и прелесть живо разыгранной «мизансцены», и блестящее мастерство письма, явно адресующее к «малым голландцам», будь то Терборх, Мирис или кто-то другой из этих «живописцев-ювелиров». Но всё же это мастерство как бы тронуто холодом. Темперамент, бурливший в крови Фрагонара, словно схвачен льдом и застывает в эмалевидной поверхности холста».
Робер Делоне, «Поцелуй», 1922
Робер Делоне первым обозначил свет и цвет главной ценностью и смыслом живописи. Как написана эта пастель? Именно так — цветом и светом. Контур «Поцелуя» создан светом. Полоса света становится разделительной и в то же время соединительной чертой между слившимися в поцелуе. Сами же целующиеся представляют собой чистый цвет — и не просто цвет, а вариацию на тему любимого контраста Делоне: синий и красный. Он называл его «удар кулака», считая, что впечатление, которое производит соседство этих двух цветов, по силе своего воздействия несоизмеримо ни с какими иными приемами. Соединяя красный и синий, Делоне добивался ощущения вибрации, накала, звучания, которое производил резонанс этих цветов.
Безусловно, в «Поцелуе» речь не идет об «ударе кулака». Мягкие, нежные вариации на тему красного и синего — розовый и голубой — похоже, успешно следуют заданному изначальными цветами направлению. Их взаимодействие оказывается значительно более мягким, чем сопоставление красного и синего, но при этой мягкости удивительно глубоким. Оно захватывает, влечет и взрывается алым центром на «розовом» — слившимися в поцелуе губами. Этот открытый, словно цветок, жаркий центр оттенен острыми, темными ресницами на «голубом» лице (они тоже написаны голубым, но темным). Итого, здесь три участники: розовый, голубой и свет.
Пастель «Поцелуй» можно считать положительным ответом на вопрос, который Робер Делоне решал в течение жизни всей своей живописью. Да, цвет действительно может быть главным действующим лицом, методом и приемом. И да, цвет действительно может всё.
Пабло Пикассо, «Поцелуй», 1969
Пикассо изображает пару, сливающуюся в поцелуе, практически на голом фоне, сосредотачиваясь только лишь на лицах героев. Он не стесняется искажать лица любовников с целью максимально приблизить их друг к другу, отобразить глубокое слияние двух целующихся людей. Чтобы подчеркнуть это единение, Пикассо наделяет пару похожими чертами лица (например, одинаковой формой носа).
Лысеющий мужчина с длинной седой бородой, одетый в узнаваемую тельняшку, — это, без сомнения, сам Пикассо. Его глаза широко раскрыты, как будто он только что пережил некое откровение. Открыты и глаза его возлюбленной, и зритель может видеть их оба, несмотря на то, что женщина написана в профиль. Личность женщины сомнения не вызывает: это Жаклин Рок, вторая жена и последняя любовь Пикассо. На ее фоне лицо мужчины кажется непропорционально большим, но это удивительным образом создает ощущение исходящей от него ласки и заботы. В этот период из картин Пикассо, изображающих влюбленные пары, уходит всепоглощающая сексуальная лихорадка, остается лишь нежность и безмятежность, которыми были наполнены годы его жизни с Жаклин.
Авторы: Евгения Сидельникова, Алена Эсаулова, Анна Вчерашняя, Анна Сидельникова, artchive.ru