В настоящее время существует целый ряд федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса. Это и финансовая помощь в открытии собственного дела, и льготы по аренде помещений, и предоставление гарантий по кредитам, и привлекательные условия лизинга. Обо всех можно рассказывать часами. При этом банки действительно начали борьбу за качественного заемщика из среды малых предпринимателей. Вот только спрос последних на кредитные ресурсы пока остается ограниченным.
Триллионы МСП
Пик выдачи кредитов малому и среднему бизнесу – более 7 трлн руб. в год – пришелся на кризисные 2014–2015 годы, когда в связи с резким падения курса рубля предприниматели нуждались в оборотных средствах и замещали валютные кредиты рублевыми. В прошлом году они получили порядка 6 трлн руб., что на 16% больше, чем годом ранее. За 8 месяцев этого года объем выданных им банками средств достиг 70% от уровня всего 2017 года, что позволяет предположить, что по итогам 12 месяцев темпы роста объемов кредитования сильно не изменятся.
Для любого банка выдача кредита небольшому частному предприятию, да еще и без хорошей кредитной истории, связана с повышенным риском. Как правило, у маленьких компаний нет ликвидного залога, да и специалисты банка зачастую не могут разобраться в деталях бизнес-плана, реалистичность воплощения которого может зависеть, в том числе и от места работы компании.
Все меняется для банка, когда средства выдаются под гарантию Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, акционерами которой являются Росимущество и Внешэкономбанк, или каких-либо фондов поддержки предпринимателей. Такие программы финансовой поддержки частного бизнеса действуют не первый год, но Банк России пошел дальше и разработал «дорожную карту» по росту финансирования малого бизнеса. Некоторые моменты программы объявил глава Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута на прошедшем на прошлой неделе форуме «Малый бизнес – национальный проект».
По его словам, прежде всего, будут снижены требования к банкам по созданию резервов по кредитам МСП, что сделает субсидирование этого направления более интересным и выгодным для кредитных организаций и приведет к небольшому снижению ставок. Второе направление – это развитие лизинга и факторинга, поскольку для ряда компаний средства нужны для закупки оборудования и во многих случаях непрямое кредитование будет выгоднее.
Пока львиная доля кредитования частного бизнеса лежит на крупных банках. По словам председателя правления АО «МСП Банк» Дмитрия Голованова, в прошлом году банки из ТОП-30 выдали 70% кредитов малому и среднему бизнесу, а в этом году показатель дойдет до 75%. Причем за последние несколько лет доля крупных банков в этом сегменте кредитования выросла чуть ли вдвое. И причин этому две: рост просроченной задолженности МСП, ставший следствием кризиса, а также необходимость больших вложений в инфраструктуру создания современной системы работы с предприятиями МСП, достигающих 220–250 млн руб. Поэтому региональные банки часто выступают агентами своих более крупных коллег по кредитованию МСП.
Биржа «малышей» не ждет
Наконец третье, самое спорное направление, – использование биржевых механизмов для получения финансирования, среди которых Мамута назвал выпуск облигаций на относительно небольшие для рынка суммы в 50 млн руб. и IPO (Initial Public Offering, первичное публичное размещение акций).
Вдаваться в детали этих механизмов представитель ЦБ не стал, но грубые оценки показывают, что размещение облигаций для малого и среднего бизнеса в ближайшее время будет нерентабельно. Прежде всего встает вопрос о том, кто такие облигации приобретет. Крупные институциональные инвесторы, такие как негосударственные пенсионные и паевые инвестиционные фонды, такие обязательства определенно в свои портфели не включат из-за больших рисков и их низкой ликвидности. Если же предположить, что появятся некие венчурные облигационные фонды, то их можно будет заинтересовать только большой премией к рынку. Сейчас надежные облигации торгуются под доходность 7–9% годовых, и предлагать бумаги неизвестных эмитентов нужно будет никак не меньше, чем под 13% годовых.
К этому стоит добавить стоимость подготовки к эмиссии, а это вряд ли будет стоить дешевле 2,5 млн руб., то есть 5% от объема выпуска в 50 млн руб. Таким образом, стоимость облигационного займа для небольшой компании с учетом других расходов будет приближаться к 20% годовых, в то время как многие банки заявляют, что готовы кредитовать малые предприятия под 10 и даже менее процентов годовых.
Возможно, регулятор или профучастники рынка ценных бумаг придумают какие-либо механизмы, например, выпуск синдицированных облигаций, для уменьшения накладных расходов и стоимости заимствований.
Стоимость подготовки к IPO оценивается в 6–8% от объема выпуска, что чуть ниже кредитных ставок банков. Но основная проблема остается все той же – бумаги «малышей» на фондовом рынке никто не ждет. Тем более инвесторы помнят, что невыгодными для них оказались практически все размещения компаний малой капитализации. Например, такая компания, как «Институт стволовых клеток человека», с перспективным, казалось ранее, бизнесом по хранению стволовых клеток и разработке инновационных лекарств, в конце 2009 года разместилась по 9,4 руб. за акцию, а на прошлой неделе бумаги компании стоили менее 8 руб.
Еще печальнее ситуация с производителем БАДов «Заводом Диод», продавшим инвесторам в середине 2010 г акции по 32,5 руб., которые стоят в настоящее время в районе 4,5 руб.
За кредитами очереди нет
Правительство, Банк России, Корпорация МСБ и крупные банки всячески пытаются увеличить объем кредитования малого бизнеса. Вот только, похоже, особого спроса на кредитные ресурсы со стороны последних нет.
По словам директора департамента малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилла Тихонова, на вопрос: «Будете ли вы пользоваться кредитами для расширения бизнеса?» порядка 70% владельцев малых предприятий ответили, что не планируют привлекать заемные средства и будут развиваться за счет собственных источников, либо не планируют расширяться вообще.
Одной из причин этого является неверие предпринимателей в то, что кредит можно получить без особых проблем. Хотя ряд банкиров уверяет, что уже внедрили автоматизированные системы рассмотрения заявок малого бизнеса и заем на небольшие суммы – в пределах нескольких миллионов рублей – можно получить автоматически, через кабинет клиента.
При этом ставки по кредитам являются более чем комфортными в условиях нынешней действительности. Вице-президент Сбербанка Андрей Шаров утверждает, что крупнейший российский банк кредитует малый бизнес под среднюю ставку в 10,5% годовых. «А некоторые наши конкуренты в регионах дают кредиты еще ниже», – отметил он.
Такая ставка примерно в половину ниже процентов, которые нужно уплачивать по потребительским кредитам, и сопоставима со ставками по ипотеки, где залогом по кредиту является высоколиквидная недвижимость, к тому же еще и оцениваемая с дисконтом к рыночным ценам.
Одной из причин низкого спроса на кредитные ресурсы Тихонов назвал стагнацию малого бизнеса. «Основная масса, а это фактически 70% опрошенных малых предпринимателей, по итогам второго квартала отметили, что объемы бизнеса остались без изменений, прибыли по сути не было», – сказал он.
Результаты проведенного Промсвязьбанком опроса 2 тыс. предпринимателей еще раз наводит на мысль, что тот «экономический рост», о котором нам говорят с высоких трибун, складывается в основном за счет высоких цен на углеводороды и металлы. Основная масса предприятий, скорее, вынуждена задумываться о выживании, недели о привлечении кредитов на развитие бизнеса. Впрочем, некоторые МСП успели найти свою нишу или же вписались в обслуживание сырьевых гигантов, и они будут желанными заемщиками для банков.