Когда подъезжаешь к бензозаправке, видишь несколько заправочных пистолетов разного цвета и на каждом своя надпись: ДТ, 80, 92,95. Для чего? Конечно же, чтобы сразу увидеть нужную марку топлива. Со временем бензин в России станет разноцветным в зависимости от марки. Тогда его будет невозможно разбавить или подделать. Делается это не для красоты, а из соображений безопасности.
Авторы идеи утверждают, что красители безвредны для двигателей, и в то же время нововведение позволит отслеживать подлинность марок и место происхождения топлива. Министерство промышленности и энергетики РФ уже внесло все необходимые изменения в технические регламенты. Осталось определиться с цветами. Разноцветным бензин делали ещё в СССР.
В России же к этому впервые вернулись в 2001 году. "ЛУКОЙЛ" в качестве эксперимента стал окрашивать А-76 в красный, а АИ-92 - в голубой цвет. Чтобы защитить от подделок уже окрашенный бензин, компания добавляла в топливо бесцветные биологические маркеры, с помощью которых можно было определить качество продукта на всем протяжении технологической цепочки - от нефтеперерабатывающего завода до заправки. Эксперимент был завершён, линия по окраске бензина была закрыта.
В феврале 2008 года Правительством РФ был принят «Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», который предусматривает введение на территории РФ европейских стандартов качества, предъявляемых к топливу, основные правила подтверждения соответствия выпускаемого топлива и сроки перехода.
В одном из пунктов «Технического регламента …» говорится, что в бензине «Допустимо наличие красителей, кроме зеленого и голубого цвета, а также веществ – меток…», кроме того, «Разрешено содержание присадок и иных поверхностно – активных химических веществ в количестве и пределах, не ухудшающих свойств топлива».
Кстати, в Европе окраску бензина применяют давно. Так, в Англии, Ирландии, Франции и Германии, чтобы поддержать сельское хозяйство, дешёвое топливо подкрашивают. Оно поступает на рынок на особых условиях с пониженным акцизом.
У нас основная цель - защита от подделок.
Эксперты считают, что в первую очередь государство, а не компании, должно заботиться о качестве топлива. "Если будет принят единый стандарт для всех заводов, то в окрашенный бензин, например, марки АИ-92 будет сложно добавить присадки и сделать из него АИ-95. А это уже может кардинально улучшить ситуацию…» - объясняют они.
Красители и сейчас добавляют в бензин, но совсем с другой целью. Дело в том, что повысить октановое число низкооктанового бензина можно путём введения специальных добавок в том числе тетраэтилсвинца. Эта добавка действует наиболее эффективно, является самой дешевой, но и самой ядовитой. Выхлопные газы автомобиля, содержащие соединения свинца оседают на дороге и придорожной полосе, хорошо переносятся с потоком воздуха на значительные расстояния. Отрицательно воздействуют на организм человека, вызывая тяжелейшие отравления. Именно поэтому использование этилированного бензина в крупных городах России давно запрещено, однако на трассах всегда можно встретить заправки с этилированным бензином.
Для информации покупателю. Такой бензин в обязательном порядке подкрашивают в розовый или светло-оранжевый цвет. Однако производится и "левый" бензин с тетраэтилсвинцом, разумеется, ничем не подкрашенный. Поэтому распространенное среди водителей отсасывание бензина ртом из бензобака - верный способ медленного самоубийства.
Вывод. Со временем водители будут различать бензин по цветам, это должно оградить их от использования суррогата, оказывающего вредное влияние как на автомобиль, так и на организм человека.