5 октября 2018 года в Москве в Государственном Кремлёвском дворце был назван победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018». Учитель обществознания и права Динаев Алихан Мавладиевич! От души поздравляю молодого педагога с этой победой.
Учитель года
Ежегодно в этом конкурсе педагогического мастерства принимают участие сотни учителей России. Конкурсные состязания проходят сначала районный этап, потом городской, за ним следует областной этап, а уж победители областного этапа едут защищать честь своего региона на федеральном уровне.
Сотни учителей проводят открытые уроки, дают мастер-классы, делятся педагогическим опытом. Идёт кропотливая работа поиска педагогического самородка, учителя с большой буквы «У». Итоги конкурса этого года выявили пятёрку лидеров. Из сотен участников со всей России первые пять мест заняли мужчины.
Смутные сомнения
И тут, как говорил Иван Васильевич Бунша из бессмертной комедии Леонида Гайдая, меня начинают терзать смутные сомнения. Ни в коем случае не хочу умолять достоинств победителей, просто есть повод к размышлению. Что не так, спросите вы?
Статистика
Организация экономического развития и сотрудничества (OEDC) провела масштабное исследование, в котором приняли участие 70 000 педагогов из 23 разных странах. По итогам этих исследований выяснилось, что большинство учителей (70%) в мире - женщины. Заметьте, в мире! Не только в России, а в мире – это уже тенденция. В России тоже были проведены исследования, Центр социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова выяснил, что доля женщин среди учителей составляет около 81%. Среди директоров школ 55% – мужчины. Вот тут есть над чем подумать.
Почему мужчины не идут работать в школы?
Как сделать так, чтобы профессия учителя была интересной для мужчин?
А может быть и нет никакой проблемы? Пусть учат женщины?
Многолетний опыт работы в школе позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодно ко мне на прохождение практики приходят шесть-девять студентов из Педагогического университета, целый месяц они дают открытые уроки. Среди них обязательно будет один-четыре юноши. Каждый год я задаю один и тот же вопрос: «Ребята, а кто собирается пойти работать в школу?» И тут, как правило, ответ: «Никто». Почему так происходит?
Кто-то поступил в педагогический ВУЗ не по великой мечте работать в школе, а потому что баллы, полученные на ЕГЭ, позволяли попасть на бюджетные места. Очевидно, что такой студент, получив диплом учителя, будет искать другую работу, ибо ему был нужен только документ о высшем образовании. И это самый распространенный вариант.
Крайне редкий случай, когда юноша осознанно выбирает профессию учителя, с интересом учится, получает диплом, устраивается на работу в школу, а потом получает первую зарплату. И тут мир может рухнуть. Академический час стоит слишком дешево. Вариантов решения этой проблемы много: можно набрать десятки часов и утонуть в подготовке к ним, и в проверке ученических работ. Зарплаты будет хватать, так как тратить её будет некогда. Но и жить некогда.
Он же – мужчина, он – добытчик!
Практикуется и другой вариант удержания и поддержания молодого специалиста: к урокам взять дополнительную нагрузку. Например, ставку школьного валеолога или психолога, или звукорежиссера, или организатора школьных мероприятий. Если администрация школы видит ценность в мужчине-учителе, то она найдет способ, как зарплату сделать более ощутимой. А если не видит ценности? То мужчина-учитель не увидит ценности в работе в школе. Он же – мужчина, он – добытчик! Будущая или имеющаяся жена и дети, должны быть накормлены и одеты, желательно накормлены мясом и хлебом, а не разговорами о том, что «денег нет, но вы держитесь», «учитель не за деньги работает, а за идею».
Без мужчин никак
Нужны ли мужчины-учителя в школе? Бесспорно! Социализация школьников не будет полноценной, если перед ними не будет примеров мужского поведения, мужского принятия решений, мужской реакции на какие-то, например, стрессовые ситуации. Не секрет, что современная российская семья чаще всего неполная, а если и полная, то мама доминирует и решает всё. В школе командуют парадом тоже женщины. Где мальчику взять образцы мужской самоидентификации?
Так что, дорогие мужчины! Очень хочется видеть вас не только на сцене Большого Кремлевского дворца на вручении премии, но и в классах. Чем больше вас будет, тем лучше!
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.