Найти в Дзене
Digital Transit

Управление рисками электронного правительства: рекомендации ООН

Оглавление

Ежегодный доклад «United nations e-government survey 2018» выдержан в традиционно позитивных тонах, однако, три раздела из восьми в нем посвящено рискам развития электронного управления в мире и мерам по их преодолению.

В основе - устойчивое развитие

Согласно докладу, электронное управление имеет огромный потенциал, но его реализация возможна только в рамках парадигмы устойчивого развития. Если эти условия соблюдены, то e-governance сможет помочь решению всё возрастающих и всё более сложных социальных проблем. Однако, для этого оно должно решить вопрос ликвидации цифрового неравенства, борьбы с киберпреступностью и минимизации последствий стихийных бедствий.

Как бороться с цифровым неравенством?

Проведенные исследования свидетельствуют: при значительных показателях цифрового неравенства е-включение не приводит к улучшению социально-экономического положения общества в целом. В связи с этим правительствам рекомендуется

· более широко признать, что цифровой разрыв существует во всех странах, и что цифровой прогресс может способствовать его увеличению

· уделять особое внимание уязвимым группам, поскольку существует тесная взаимосвязь между цифровой и социальной изоляцией

· обеспечить полный доступ населения к интернету

· повышать осведомленность населения и бизнеса о ценности онлайн-сервисов, предпринимать меры для повышения мотивации их использования

· способствовать росту цифровой грамотности и среди населения, и среди госслужащих, особое внимание уделив развитию навыков

Предполагается, что до 2030 года основным субъектом, отвечающим за сокращение цифрового разрыва, будет государство, которое должно взять на себя инициативу в установлении стандартов, развёртывании стратегических инструментов, и предоставлении услуг электронного правительства. Для развития партнерских отношений с заинтересованными сторонами правительствам рекомендуется проводить политику формирования спроса (не предложения).

Государство не справится с киберпреступностью в одиночку

Становление и успех информационно-коммуникационных технологий может произойти только в атмосфере доверия и безопасности. Но системы электронного управления нередко подвергаются кибератакам. Для того, чтобы обеспечить устойчивость систем к внешнему воздействию рекомендуется:

· создать эффективное законодательство, которое будет корреспондироваться с международным и позволит эффективной отвечать на действия киберпреступников

· построить организационную систему, способную бороться с киберугрозами, но обязательно сделать это в рамках системы национальной стратегии развития е-управления, так как первично именно последнее

· интернет - это взаимозависимая система, и потому безопасное «электронное правительство» может быть обеспечено только всеми заинтересованными сторонами, включая поставщиков оборудования и софта, индустрию их изготовления, научное сообщество, правительство и гражданское общество

· наращивать технические и иные навыки правительств и местного бизнеса, так как это позволит реагировать на киберинциденты согласованно и эффективно, а во многих случаях - предупреждать их

Стихийные бедствия: избавиться - не сможем, а эффективно реагировать - может получиться

Электронное управление может способствовать построению системы управления рисками стихийных бедствий. В докладе для этого подробно описываются три ключевые рекомендации:

· систематические усилия по обеспечению электронной устойчивости, которые предполагают, что сначала будет проведен предварительный анализ основных уязвимостей, а потом на его основе будет создана система, способствующая минимизации рисков при помощи новых технологий. Для ее эффективной работы потребуется четко определить обязанности и роли всех субъектов, чтобы их действия были согласованными и эффективными.

· повышение осведомленности, участие и развитие потенциала. Этот пункт означает, что о новых технологиях и возможностях их использования должны узнать все, и если многие включатся в процесс их использования, поддержания и совершенствования, то станет возможным создание системы раннего предупреждения и устойчивой инфраструктуры.

· поскольку некоторые стихийные бедствия трансграничный характер, необходим обмен информацией и данными, координация и сотрудничество всех заинтересованных стран. Тем более, что некоторые государства могут не иметь достаточных бюджетов или квалифицированных кадров, чтобы взять на себя ответственность за все этапы управления рисками стихийных бедствий

· обмен передовым опытом управления рисками по всему миру