На прошлой неделе я начала разговор на тему неуместного и неэффективного поведения на рабочем месте, которое может легко загубить вашу карьеру. Вот тут можно почитать две первые части:
Чего нельзя делать на работе. Часть 1
Чего нельзя делать на работе. Часть 2.
Ясен пень, что важнейшей областью, где мы можем совершать ошибки в своей карьере, являются отношения с начальником.
Поэтому продолжить начатый разговор я решила как раз более детальным "разбором полётов" в этом вопросе.
К названию статьи - «Как довести начальника до бешенства: 5 простых рецептов» - можно смело дописать: «и загубить свою карьеру». Потому что бешеные начальники ещё никому карьеру не продвигали, а ровно наоборот. Ведь от отношения к вам босса зависит многое, и не только на этом конкретном рабочем месте. От него во многом зависит, возьмут ли вас на другую, лучшую позицию. Да и профессиональная этика говорит нам, что с менеджером необходимо выстраивать эффективные рабочие отношения.
Итак, какие же главные ошибки мы совершаем на этом пути
Ошибка № 1. Подвергать сомнению квалификацию и власть босса
Конкретные действия тут могут быть следующие:
1. Саботировать распоряжения начальника и не соблюдать сроки выполнения заданий, как открыто, так и завуалированно
2. Обесценивать его решения (как в глаза, так и за глаза)
3. Обсуждать его с другими коллегами и партнёрами (причём, хвалить тоже лучше не надо — сочтёт подхалимом)
4. Жаловаться на начальника его начальнику без попытки сначала поговорить с ним самим
5. Принимать самостоятельные решения, превышающие вашу компетенцию.
Так ведут себя люди, которые искренне считают своего начальника дураком/дурой и выскочкой. Как я уже писала, такое отношение весьма распространено в бывших советских странах. Для этого есть исторические основания. В СССР в начальники зачастую продвигались люди, далеко не всегда демонстрировавшие лучшие профессиональные качества и умения. Кумовство, личная преданность и членство в партии — вот были главные критерии успешной карьеры в те времена. Были и приятные исключения, конечно, но мало.
К сожалению, и сейчас эти критерии, по крайней мере, в государственных и близких к ним структурах не изменились. Так что, с одной стороны, у вас могут быть вполне законные основания подвергать сомнению компетентность своего начальника.
Но… есть правила игры, которые вы изменить не можете
И, если вы хотите пользоваться благами этой системы, то эти правила надо принимать. Целиком и полностью.
В западных странах с этим проще, так как в менеджеры обычно попадают по настоящим заслугам. Но даже и там попадаются люди, которые считают, что умнее и опытнее своих начальников.
Такие люди вызывают у меня, в лучшем случае, сочувствие. Они совершенно оторваны от реальности, а значит, не могут принимать в своей жизни правильных и эффективных решений, ведущих их к успеху.
Почему оторваны от реальности? Да потому что это они в подчинении у этого «мудака», а не наоборот. Реальное положение вещей тут в том, что их начальник на порядок умнее и успешнее их самих, раз он начальник. Причём, неважно, по заслугам он эту должность получил или нет.
Главное, что получил. А они – нет. И теперь они должны выполнять его распоряжения, пусть и не всегда умные, а не он – их.
На самом деле думать о начальнике вы можете, что угодно. Среди них действительно иногда (а в некоторых случаях даже часто) попадаются не очень умные. И правда, бывает, что вы можете знать больше в какой-то сфере.
Главное здесь – искренне признавать и уважать его более высокое положение в иерархии. Только тогда вам откроется дорога к вершинам управленческой власти.
Как разговаривать с начальником, если вы не согласны с ним по сути его решений и распоряжений, я расскажу отдельно, это большая и серьёзная тема.
А пока, запоминайте правило выстраивания отношений с начальником номер один: никогда и ни при каких обстоятельствах не подвергайте сомнению компетентность и властные полномочия своего менеджера. Ни один на один с ним, ни прилюдно. Ни даже намёком.
Сомневаться можно, но подвергать сомнению нельзя. Чувствуете разницу?..
Ошибка № 2. Повторять одни и те же ошибки более двух раз
Начальники всех мастей и рангов терпеть не могут людей, которые не учатся на своих ошибках. Многие думают, что начальники не любят людей, которые ошибаются. Неправда это. Все мы люди, все мы ошибаемся, и любой начальник это понимает.
Проблема не в совершении ошибок. Это как раз-таки можно простить. Проблема в неумении извлечь уроки из них. Плохая обучаемость – это крест на вашей карьере в любой сфере.
Так что, если вы замечаете за собой, что плохо делаете выводы из своих ошибок и повторяете их раз за разом, то срочно находите себе коуча или психолога и работайте над этим. Если, конечно, хотите достичь профессиональных и жизненных успехов. Если вам на это наплевать, то и не заморачивайтесь. И так сойдёт.
Почему два раза?
Первый раз отводим на то, что вы могли вообще не знать, как это делается. То есть, это даже не ошибочное действие, как таковое, а незнание. Поэтому вторая ошибка тут даже необходима. Она как раз поможет вам понять, где вы «не догоняете», и выявит ваши слабые места.
Вообще, ошибки совершать надо и даже полезно. Они – необходимый инструмент качественного обучения. Если вы не совершили ошибку в своём деле – вы его не умеете делать ещё.
Но… на то они нам и даны, чтобы ассимилировать опыт и корректировать свои действия.
Покажите начальнику, что вы умеете ассимилировать и корректировать. И этим вы откроете себе двери к вершинам карьеры ещё шире.
На сегодня пока всё. Продолжим разговор о доведении начальников до бешенства завтра, в продолжении.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Больше интересных и полезных материалов по психологии эффективной жизни читайте в моём Полном курсе счастливой жизни. А про канадскую жизнь и иммиграцию - вот здесь, в моём канадском блоге. А в "Киноклубе" - больше рецензий на хорошие фильмы и сериалы.