Выбор акций для инвестирования способен вызвать головную боль. Деловые издания и каналы, рекомендации брокеров, советы знакомых – все бомбардирует сознание, вызывая стресс от переизбытка информации. В итоге большинство в итоге просто отдают предпочтение тому, что хорошо знают или с чем сталкиваются каждый день. Тактика имеет право на жизнь - к примеру без этого не обходится самый успешный инвестор современности Уоррен Баффет. Однако знание компании не единственный критерий – бывают компании хорошие и плохие, а сами акции – дешевыми и дорогими. Чтобы не совершать типичных ошибок инвесторов вам необходимо создать систему принятия решений. Пугаться не стоит: это как поход в магазин со списком покупок. Если везде проставили галочки – визит удался, так и тут – все условия выполнены – можно покупать и рассчитывать, что ваши усилия принесут положительный результат. Итак, давайте приступим:
1) Сила компании в отрасли
Хорошо, если компания монополист, и ее будущее безоблачно во веки веков. Однако экономика – это живой процесс, как и многое, что нас окружает. В этом году из привилегированного списка американского рынка акций Dow Jones исчезли акции General Electric, которые имели там "прописку" аж с его основания с 1896 года, пережив 29 других компаний! Нет, она не обанкротилась, но испытывает не лучшие времена. Руководство компании накануне кризиса допустило ошибки и теперь приходится за это расплачиваться ее акционерам. Но не стоит пугаться. Мораль здесь такова: делаешь качественно то, что нужно рынку (то есть нам с вами) по той цене, за которую готовы платить и вовремя реагируешь на изменения - будешь на рынке оставаться лидером или же занимать особое положение.
Вывод: покупка акций только тех компаний, которым не приходится «выживать», у которых прочные рыночные позиции …игры в «чудесные спасения», конечно, способны приносить баснословные прибыли… но это удел профессионалов.
2) Четкая стратегия
Рынок (в данном случае инвесторы, такие как мы) очень жалует определенность. Это обратная мера риска. Когда руководство компании начинает увлекаться и вместо «свечных заводов, газет и пароходов» начинает заниматься, к примеру, «футболом» - это рынку очень не нравится. В США даже есть специальная группа-инвесторов-активистов, которые выступают своеобразными «санитарами леса». Купив крупный пакет акций и получив симпатии миноритариев (рядовых инвесторов), они делают «кровопускание». Компания приступает к шагам, которые необходимы, чтобы стоимость акций выросла всем на радость. Там, где обходится без инвесторов-активистов все происходит естественно – если компания отлично видит перспективу, и как хороший лоцман создала карту возможных рифов – ее акции будут расти на благо акционеров. Перефразируя философа Сенеку:
Когда компания не знает, к какой пристани он держит путь, для нее ни один ветер не будет попутным.
3) Прочное финансовое положение
Здесь придется немного напрячься, но не пугайтесь. Все не так уж сложно. У компании есть финансы, как и у вас. Это те же имущество (активы), долги (обязательства) и доходы с расходами. Хорошо, когда первых намного больше вторых, а третьи стабильны и достаточны, чтобы покрывать четвертые. Формула уверенности в будущем здесь абсолютно такая же. Сложность здесь заключается в том, где все это увидеть, а вот тут придется приложить усилия. Либо на специальных сайтах в интернете, либо на сайте компании, где эту информацию легко найти без труда. Если, конечно, она заинтересована в том, чтобы ее акции пользовались всенародной любовью. Подробнее об этом мы остановимся как-нибудь в следующий раз. Пока же стоит запомнить следующее:
Финансовая устойчивость и благополучие компании – это ваш кровный интерес. Компания не зарабатывает – ее акции не растут и ей нечем платить вам дивиденды
4) Ожидаемая прибыль компании
У компаний, как и у нас с вами, бывают светлые полосы и полосы не очень. Это может быть вызвано как кризисом (не будем тут вспоминать недобрым словом американцев), так и тем, что конкуренты «не дремлют» и теснят с завоеванных позиций. Тут как раз проверяется профессионализм менеджмента (кто управляет компаний), которые как пожарники должны быстро тушить пожар. Но бывает и так, что рынок достигает своего насыщения (у вас уже есть сим-карты всех сотовых операторов и больше вам не нужно, ведь так?). И тогда либо «футбол», либо новые смежные рынки (высший пилотаж для менеджмента). Покупать как вы догадались либо нужно, когда заканчивается «темная полоса», либо когда на горизонт чист и ясен и это далеко не мираж. Тут опять же помогут специализированные ресурсы в интернете, где можно отыскать прогнозы прибыли компании от менеджмента, который должен в теории дорожить репутацией и от финансовых аналитиков, у которых помимо репутации есть еще и зарплата. Если подытожить:
Покупать стоит акции тех компаний, которые будут расти, что потом можно было их передать по наследству (в идеале) и не ждать у моря погоды (ближневосточного конфликта, которые поднимет цены на нефть; потепления отношений с Западом...возможных вариантов уйма).
5) Соотношение текущей и прогнозной цены
Ну и наконец ключевой пункт. Если предыдущие четыре пункта удостоились плюсика (галочки кому как нравится), это еще не повод эти акции покупать. Вы же любите скидки? Зачем переплачивать за то, что стоит меньше. Терпение – залог успеха и на рынке тоже. Уоррен Баффет, про которого мы заговорили в начале статьи, никогда не любит платить дорого, он ждет момента, когда можно купить со скидкой. Логично ведь? Можно конечно и не дождаться, но это лучший вариант, чем купить по самой высокой цене и потом об этом жалеть долгие годы. Поэтому покупаем, когда есть потенциал роста и не покупаем, когда его нет. Все просто. Что такое этот потенциал? Это разница между тем сколько акция должна по-хорошему стоить и сколько она стоит сейчас. Если она положительна велика – значит надо брать! Где отыскать этот потенциал? Опять же специализированные ресурсы, либо если вдруг захочется стать народным аналитиком, то вооружившись программой Excel и освоив азы финансовой математики – самостоятельно. Об этом мы напишем позже. Пока же:
Покупать акции стоит тогда, когда они способны вырасти. Иными словами, когда они стоят дешевле того, что они должны стоить, исходя из оценки будущего компании с учетом всех рисков.
Финиш! Тот, кто дочитал, молодец! Конечно, нюансов в инвестировании много, ведь на рынке торгуют люди, мышление которых не сильно поменялось с тех пор, как мы перестали жить в пещерах. Но мы будем постепенно вас знакомить с нюансами.
Подписывайтесь на канал!