Найти тему
Гараж Автоклассика

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Вчера мимо меня проехал довольно необычный в наши дни автомобиль. Издалека он был похож на «Колхиду» с квадратной кабиной, в народе именуемой «Сервант», и я подумал – ого, какая редкость, последний раз живую «Колхиду» я видел лет так 15 назад. Достал камеру из рюкзака, в надежде сделать пару кадров очень редкой ныне машины, но увы, аккумуляторы оказались безнадёжно разряжены. Надо чаще проверять технику.

Тем временем, пока пытался уже телефоном хоть что-то снять, грузовик проехал мимо, и уже с близи я увидел – никакая это не «Колхида» а польский Star, хоть на нем уже и не было названия. Машина была известна в СССР, а теперь позабыта. Каково моё удивление, я впервые вообще видел Star - 200 в наших краях. Заодно вспомнил, что под одним из постов подписчик интересовался судьбой этой марки, существует ли она до сих пор или нет, вот и подумал, что написать об этих польских грузовиках велел сам, его величество, случай. Забегая наперед, скажу, что завод работает до сих пор, но обо всем по порядку.

Завод Star берет своё начало в 1948 году, производство машин было налажено в городе Стараховице на бывшем металлургическом заводе. Отсюда же появилось и название «Star».

-2

Поначалу завод выпускал неказистого вида грузовик Star - 20, с бензиновым шестицилиндровым мотором. На основа базовой модели появился ряд модификаций таких как седельный тягач и различая строительная техника, краны, самосвалы, и даже автобусы.

-3
-4

Настоящий успех заводу принес Star - 25, увидевший свет в 1958 году. Он так же был бензиновым, мощность двигателя S42-2 составляла 95 л.с. Машина выпускалась во множестве модификаций. До наших дней уцелели как обычные бортовые грузовики, так и пожарные машины, в основном сохранились они в Польше.

-5

Поставлялась Star - 25 и в СССР, в основном это были седельные тягачи, в которых советские автохозяйства остро нуждались.

-6

Продолжением линейки грузовиков стал Star - 27, вышедший в 1962 году. Внешне машины были похожи, различия были в двигателях и трансмиссии.

В 1958 году завод начинает выпускать полноприводную милитарную модификацию Star - 66. Машина имела 6 цилиндровый бензиновый мотор мощностью 105 л.с. и хорошие внедорожные характеристики, вот только кабина была очень простенькой, со складной брезентовой крышей. Грузоподъемность составляла 2.5 тонны.

-7

В 1965 году выходит Star - 660, полноприводный грузовик двойного назначения.

-8

Часть этих машина поставляется в СССР, в основном это были мобильные мастерские, оборудованные всем необходимым для ремонта техники в полевых условиях, помимо токарного, сверлильного станков, пескоструйки и генератора для электросварки имелся даже небольшой съемный кран, монтируемый на передний бампер. При помощи этого крана и штатной лебедки можно было снимать и ставить двигатели на грузовики, или поднимать грузы весом до тонны.

-9

В 1968 году выходит совершенно новые модели - Star - 28 и Star - 29. Внешне машины одинаковы, Star - 28 имел дизельный двигатель мощностью в 100 л.с., а 29 – бензиновый мощностью в 105 л.с.

-10

Новая кабина положит начало самой известной серии 200 этих польских грузовиков. Дизельный Star - 28 производился до 1989 года, как и предшественники – в огромном количестве модификаций.

В 1975 году выходит Star - 200, продержался он на конвейере до 1994 года.

-11

Машина имела дизельный двигатель объемом 6.8 литра и мощностью 150 л.с., 5 – скоростную КПП с синхронизаторами, гидроусилитель руля и двухконтурную тормозную систему.

-12

Именно такой мне и повстречался на дороге, в виде автовышки. Был ли он изначально автовышкой, или это уже местная переделка, мне не известно.

Одна из модификаций двухсотой серии, Star - 244 была полноприводной, с двумя ведущими мостами, выпускалась до 2000 года.

-13

До 2000 года выпускался и Star - 266, этот полноприводный трёхмостовый грузовик пришел на смену Star - 660 в 1973 году. Машина эта была как милитарного назначения так и гражданского, на его базе выпускалась строительная техника.

-14

В 1988 году Star - 266 участвовали в знаменитом ралли Дакар. Проходимость у машины – впечатляющая.

-15
-16

В конце 80-х на заводе разрабатывают новый среднетоннажный грузовик Star - 742, грузоподъемностью 3.5 тонны.

-17

Это был грузовик для городских и коротких междугородных перевозок. Производство машины начинается в 1990 году и продолжается 10 лет.

-18

Полноприводный (4Х4) Star - 744 появился пару лет спустя, в 1992 году, выпуск прекратился в 2000-м.

-19

Параллельно с малотоннажниками с 1986 по 2000 год производятся Star - 1142 грузоподъемностью 6.5 тонн. По сути они стали продолжением прекрасно себя зарекомендовавшего Star - 200, производство которых уже сворачивалось.

С середины 90-х дела у завода стали идти неважно. Еще в 1994 году объем производства был около 3000 грузовиков в год, а к концу 90-х упал, выпускали менее 2000 машин в год, сократился и персонал завода. Выбор у компании был невелик, или прекратить своё существование, вслед за многими предприятиями стран соцлагеря, после его распада, либо работать совместно с европейскими автогигантами. Руководство выбрало второй вариант, тем самым спасло производство.

В 1998 году Star подписал партнерское соглашение с немецким концерном МАN, в 2000 году вошел в его состав. С началом совместной работы появляются две новые модели, Star - 8.125 и Star - 12.155.

-20

Star - 8.125 представляет собой шасси польской разработки, на которое устанавливался 125-сильный дизельный двигатель MAN, от MAN была и кабина, серии L2000.

-21

Star - 12.155 оснащался 155 сильным дизелем MAN, 6 скоростной коробкой ZF и дисковыми тормозами всех колёс.

-22

В 2000 году стартовал выпуск новой серии - Star S2000, производство в Польше продолжалось до 2004 года, после чего было перенесено в Австрию, где продолжалось до 2007 года.

Завод в Стараховице был перепрофилирован под производство комплектующих, в том числе и для сторонних заказчиков.

Фото и иллюстрации взяты из личного архива автора а так же из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru