Конечно, за тридцать два года после службы в ГСВГ многое стерлось из памяти. Но бокс с танками на качалках, танковую директрису и стрелковый тир помню хорошо. В свое время, мне с моими бойцами довелось строить ловушку для пуль в стрелковом тире из двухметровых сосновых бревен, которые мы пилили "Дружбой 2" в ближайшем лесу. В наше время были Т-64А. В 1984 году, на качалках в Трампе стояли два танка из моего взвода. Когда проводились учения Запад -84, нас подняли по тревоге, и мне пришлось забрать экипажи и на своей машине ехать в Трампе снимать танки с качалок. Обычно на качалки ставили "убитые" машины с тяжелым запуском двигателя.
Танкисты, которые служили на Т-64 знают, что такое перегретый двигатель 5ТДФ. Как сейчас помню, нужно сделать масловпрыск, левой рукой одновременно нажать на кнопки "МЗН", стартера, правой рукой рычаг клапана воздушного запуска, и правой ногой часто часто "топтать" педаль акселератора. И давить до победного. Спасибо нашему зампотеху батальона гв. майору Фатхлисламову - он меня этому научил. В общем по прибытии в Трампе два танка нам удалось запустить в боксе. Дыму конечно было - жуть. Третий танк пришлось сдирать с качалок волоком, и заводить с буксира. Пока возились с запуском, пока приехали обратно, в в полку уже никого не было. Шли по следам, и только к полуночи нагнали колонну, и то только из-за того что создалась пробка из боевой техники - впереди была узкая дамба через болотистую местность. В те учения мы своим ходом из Эберсвальде ушли на Магдебургский полигон. Впрочем, это другая история, которая заслуживает чтобы о ней рассказали отдельно.
И ещё в памяти, осталось яркое впечатление, когда кидали гранаты из танка. Нас к этому очень долго готовили, занимались киданием учебных - это когда в рубашку "лимонки" вкручивался учебный запал с удлинённым взрывателем, тогда это было не страшно. Много раз "шутковали" засовывали запалы в противогазы сослуживцам, предварительно выдернув кольцо. Когда пришлось кидать настоящие, от инструкций, наставлений и страшных рассказов, которые, скорее всего имели место быть начался "мандраж".
Я кидал вторым во взводе. Миша Коноплёв выдал гранату и запал, я положил их в разные карманы и побежал к танку, в танке сидел к-н Якушин. Он начал командовать: "Разогни усики, вытащи кольцо". Я всё выполнил, а кольцо протянул ему (нас инструктировали: обязательно сохранить кольцо для отчёта, оно отличалось от учебных, было без покраски стального цвета, а учебные были покрашены малиновым лаком), глаза у капитана стали размером с советский рубль: "Охренел, пиратюга".
Я и сам испугался, но потерять или уронить кольцо для меня было страшнее. Якушин сообразил быстро, схватил кольцо (на хрен испытывать судьбу, у меня взведённая граната) и дал команду на бросок, причём перед этим сказал спокойным тихим голосом открыть люк и бросить гранату. Я всё сделал на автомате, бросил её в круги с ростовыми мишенями и быстро закрыл люк. Услышал взрыв. Облегчённо вздохнули вместе с к-ном Якушиным. Через секунду после всего я понял по выражению лица командира, что ему очень хочется меня треснуть по голове, но товарищ капитан сдержался, отдал мне кольцо, мы высунулись наружу, увидели результат: я попал во второй круг (оценка "четыре") Кстати, после взрыва остаётся небольшое чёрное пятно (в фильмах взрыв гранаты показывают, как взрыв снаряда). Вот такие весёлые моменты по службе очень запоминаются…
Да это правда! Гранату (учебную) Ф-1 , мы кидали из танка и в учебке Альтенграбов , и ещё больше уже войсках . На каждой ТСТ , часть роты занималась стрельбой , часть роты разбирала пулемёт или клин от танковой пушки, а часть роты кидала из танка гранату Ф-1 с запалом. Граната дважды хлопала - сначала тихонько во время броска , а через четыре секунды громко. Боевые гранаты Ф-1 мы бросали на полуострове Вустров, так как там было куда лететь осколкам. И стрельбы из вкладного ствола танка, и броски боевой гранаты Ф-1 , проводились на песчаной косе полуострова Вустров (Рерик)
Помню, отмечали мы День Танкиста вечером в расположении, а ответственным офицером по роте был замполит. Ну, вот мы сидим в сушилке навеселе и напеваем под гитару: "И дорогая не узнает, какой танкиста был конец…" И тут в расположение вваливает замполит. Что тут было! Короче, получили мы по полной программе. А на следующий день писарь роты, который рисовал стенгазеты и чего то там все писал в ленинской комнате, рассказывал нам, что замполит рисует газету и поет писклявым голосом: "И дорогая не узнает, каков танкиста был конец…»
Навеяно из переписки настоящих танкистов ГСВГ.
Постараюсь ответить на вопрос тов. ilyin113 про качалки. На первом фото БМП-1 на качалке Директрисы БМП войскового стрельбища Помсен. Второе фото сделано немцами уже после нашего вывода войск. Виден механизм качалки. Если правильно помню, в движение эту качалку запускали два эл. двигателя: для качания и поворота по оси.
Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх, подпишитесь на мой канал и поделитесь рассказом с друзьями в соц.сетях — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. А я буду стараться писать ещё. Спасибо за внимание!